Описание картины:
При названии «блудный сын» перед внутренним взором обычно предстает прежде всего образ великого Рембрандта. Но и до него было создано немало полотен на эту библейскую тему. Одним из таких шедевров является картина Босха конца его творчества.
В этом шедевре обнаруживается несомненное сходство с другим его произведением — «Сеновозом». На створках триптиха изображен похожий персонаж, даже поза и цветовая гамма очень похожи и повторяются если не точно, то в общих чертах.
Хотя картина и называется «Блудный сын», она не имеет прямого отношения к библейской притче. Здесь более уместно название «Путник» или «Пилигрим», как, кстати, раньше называлась эта картина. В основе этого имени лежит глубокая религиозная идея Босха о том, что человек лишь гость на этой земле, путник, который должен пройти свой земной путь, прежде чем получить вечную жизнь в загробном мире.
Путник, запечатленный художником, сгибается в лук от невзгод, разрывается и сшивается. Все свое нехитрое имущество он носит с собой, опираясь на палку. Путешественник худой, а одежда и обувь у него старые и поношенные, у него даже обувь другая и штанина порвана. В руках он держит такую же невзрачную серую шляпу с оттенком пера. Но он вооружен хорошим ножом, который должен символизировать стремление человека защищаться от нападок и угроз судьбы.
Окружение главного героя является ключом к пониманию смысла изображения. Если не присматриваться к деталям, можно решить, что этот человек с сожалением покидает свой дом, оборачивается в последний раз, надеясь запомнить его навсегда.
Но стоит присмотреться ко всем деталям, как становится понятно, что здесь изображено совсем другое. Несмотря на то, что тощая свинья со своими такими же тощими поросятами ест из корыта на ферме, возле путника околачивается собака, а в глубине загона стоит корова, это явно не ферма. Скорее, это сельский трактир, придорожный постоялый двор. Это доказывает образ мужчины, испражняющегося малой нуждой за зданием, и другого джентльмена, обнимающего гибкую женщину в дверях. Тогда становится ясно, что кабак — символ греха, а путник, оглядывающийся на него с такой тоской, — грешник, бегущий от соблазнов этой жизни.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Страшный суд
Скупая смерть
нести крест
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце