Описание картины:
Выдающийся мастер-живописец Богданов-Бельский — очень интересная и многогранная личность. Он успешный, востребованный художник — его клиентами были и высокопоставленные люди, и члены императорской фамилии, и интеллигенция, и аристократы, но в основе его творчества всегда были крестьяне, особенно дети.
Николай Петрович Богданов-Бельский, родившийся в русской глубинке, предпочитал писать на деревенские жанровые темы. Благодаря таланту, трудолюбию, силе характера он смог вырасти из бедного сына батрака в художника с мировым именем. Богданов-Бельский, проведя за границей почти четверть века, никогда не забывал своих корней. Ведь когда-то его судьба тоже сложилась удачно, благодаря тому, что С. А. Рачинский, создатель народных школ в деревнях, заметил способности Николая. Он не только отправил талантливого мальчика в школу, но и участвовал в его дальнейшей жизни.
Поэтому тема русской деревни, крестьянских детей, их воспитания, просвещения занимает центральное место в творчестве художника. Он считает, что деревенские дети очень непосредственные, искренние, любознательные, одаренные. Рисовать эти яркие, естественные лица детей доставляет ему большое творческое удовольствие.
Наверняка Николай Петрович был очень добрым и светлым человеком, иначе его картины не излучали бы такого тепла, искренности, детской радости.
Современники считали его симпатичным и милейшим, мягким и легким в общении, а дети к нему привязались, тем более что в карманах его одежды всегда находилось что-нибудь вкусненькое для детей.
В 1910 году он написал простую, но привлекательную картину «Дети».
Полотно насыщено яркими и свежими красками. Автор тщательно, точно и аккуратно пропечатывает каждую деталь — узоры и зазоры между досками беседки, щели на скамье, складки на одежде.
Художник, окончивший техникум по классу пейзажа, прекрасно печатает природу – солнечные лучи плещутся бликами сквозь нежную, сочную зелень листвы, сквозь нее проглядывают частички голубого летнего неба.
На расписной деревянной скамейке в садовой беседке сидят два разукрашенных деревенских мальчика лет семи, сложив руки на коленях. Их позы немного напряжены, такое ощущение, что они пришли по просьбе художника позировать для картины. На них чистые рубашки, новые брюки без заплат.
Белокурый мальчик на переднем плане кажется более ограниченным и застенчивым, серьезным.
Другой, в красной рубахе и соломенной шляпе, производит впечатление живого, сообразительного, бойкого мальчика, которого уговорили на время присесть на скамейку и сделать серьезное лицо.
Внешний вид мальчиков по-детски заинтересован и наивен. Наверняка после очередного сеанса они с нетерпением подбегали к мольберту и с интересом наблюдали, как меняется картина каждый раз после работы художника.
Рассматривая простые, русские, скромные лица мальчиков, их сложенные руки, спокойно лежащие по-взрослому, автор создает общую атмосферу картины — крестьянские дети с детства привыкли к труду, они не капризны и не избалованы. Они более зрелые и степенные, они без лжи и притворства, вот они и стоят перед вами, обычные пацаны из деревни.
И как бы потом не сложилась их судьба, этот интересный момент из жизни обязательно останется в их памяти.
А художник знает цену тяжелому деревенскому труду, он сам «вышел из народа», и именно поэтому считает, что детство так важно для каждого человека, его нужно помнить и запечатлевать как самый прекрасный, беззаботный период жизни жизнь.
Картины Богданова-Бельского привлекают, прежде всего, добротой и любовью гениальных крестьянских детей.
Художнику, лишенному семейной любви, выросшему без отца с дядей, считавшим его и мать лишними едоками, тема деревенских детей очень понятна и близка. Он сочувствует им, их будущему, возможно, трудной жизни.
Но теперь они дети – веселые или грустные, любопытные или задумчивые. И Николай Петрович не перестанет их рисовать до конца своих дней.
К сожалению, у самого художника не было собственных детей, но во всех его работах есть любовь и частичка авторской души к детям, что сделало творчество Николая Петровича Богданова-Бельского бессмертным.
Другие картины Богданова-Бельского
Виртуоз
Устный счет
Чаепитие новых владельцев
Между занятиями
У дверей школы
День рождения учителя
Зрачки
Дети в санях зимой