Описание картины:
Это большое полотно стало одним из самых известных в огромном наследии Сарджента. При его создании он вызвал массу эмоций, причем не все были одобрительно и позитивно настроены. Инновации всегда подвергаются критике, и так было с этой несколько необычной картиной того времени.
Никто точно не знает, как возникла идея создания такого портрета, был ли он выполнен по заказу родителей девочек или по желанию самого мастера. На картине изображены четыре девушки, скорее всего, в интерьере собственного дома. Композиция полотна несколько необычна, большинство критиков усматривают в ней определенное сходство с картиной Веласкеса «Менины». Учитывая любовь художника к этому испанскому живописцу и тщательное изучение его творческого метода, вполне возможно, что сам Сарджент использовал для своего творчества идеи Веласкеса.
В прошлом групповые портреты всегда были постановочными, то есть персонажи выстраивались или ставились в определенном порядке. Но в этой картине как будто застыло отдельное мгновение. В нем нет ничего искусственного — художница изображает девушек в естественной обстановке, в живых и расслабленных позах.
Младшая девочка играет с куклами и сидит на красивом голубоватом восточном ковре. Расцветка отражает две огромные японские вазы, что даже можно отнести к их изображению. Мало того, они существуют и сегодня. Вместе с портретом в Бостонский музей были переданы сестры, изображенные на самом полотне – картина 1919 года, а вазы 1997 года.
Эти роскошные высокие вазы стали причиной насмешек художника, на картину делали карикатуры и называли это распродажей в антикварной лавке. Между тем полотно обладает рядом безусловных художественных достоинств, важнейшее из которых — непосредственность, естественность поведения моделей. Две старшие девочки как будто перешёптывались, средняя замерла и настороженно и застенчиво посмотрела на публику.
Масштаб изображения и игра света и тени придают полотну особый эффект. Фигуры девушек кажутся особенно ярко освещенными на фоне интерьера и дальней части комнаты, погруженной во тьму. Эту игру света подчеркивают белоснежные фартуки девушек, благодаря которым они словно светятся. Это застывший на века миг счастливого детства, спокойный и веселый осколок давно ушедшей жизни.
Другие картины Джона Сингера Сарджента
Портрет мадам X
Гвоздика, лилия, лилия, роза
Клод Моне работает на опушке леса
Портрет леди Эню
Газ
Роберт Льюис Стивенсон и его жена
Портрет Теодора Рузвельта