Описание картины:
Алтарь знаменует собой начало зрелого периода творчества Альбрехта Дюрера. В 1495 году художник прибыл в Нюрнберг. Его покровительствовал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый. Дюрер создал для него ряд произведений, среди которых представленный полиптих.
Сюжет центральной панели – поклонение Девы Марии Младенцу. В левом крыле изображен святой Антоний (с традиционным атрибутом — колокольчиком, но без свиньи, для которой он изначально предназначался), он спокоен, несмотря на то, что его окружают всевозможные фантастические существа, искушавшие его в пустыня. На правом крыле — Святой Себастьян. Его внешность нетрадиционна: стрелы, которыми он был пронзен, отсутствуют, но раны от них остались на теле (шея, ключица и живот). В 1495 году в Германии разразилась страшная чума, ставшая одной из причин отъезда художника в Италию. Этот алтарь с изображением святой – доказательство ее успешного результата для художника.
Центральная панель, помимо основной сцены, содержит важные детали сюжета. Затем рядом с Девой Марией на пюпитр кладут книгу. Это намек на книгу мудрости Соломона. Таким образом, ясно, что Дюрер трактует ее образ как «Virgo Sapientissima» (с латыни — «Дева Мария Мудрость») или «Mater Sapientiae» (с латыни — «Мать Мудрость»). Ангелы держат корону над головой Богородицы, что указывает на нее как на «Регину Коэли» (с латыни — «Царица Небесная», как ее именуют в мистической литературе XII—XIII веков). На заднем плане слева плотник Иосиф работает за своим верстаком, справа вид на улицу и стоящий возле дома осел, предполагающий бегство в Египет.
Другие картины Альбрехта Дюрера
Семь скорбей Девы Марии
Портрет молодого человека
Поклонение волхвов
Портрет отца
Автопортрет 1498 г
Ранний автопортрет 1493 г
Носорог
Богородица с младенцем и святой Анной
Четыре апостола
Молящиеся руки
Фестиваль розария
Заяц
Автопортрет в меховой отделке
Большой кусок луга
Поклонение Святой Троице
Роликовое крыло
Адам и Ева
Христос среди учителей
Портрет венецианца