Описание картины:
Бартоломе Эстебан Мурильо — выдающийся испанский живописец, крупный мастер религиозной и жанровой живописи. Он был одним из ведущих художников Испании семнадцатого века, уступая только Веласкесу при жизни. Оба артиста родом из Севильи, но их темперамент, карьера и стиль вряд ли могут быть более разными. Веласкес провел большую часть своей жизни при дворе в Мадриде. Мурильо остался в Севилье, рисуя в основном религиозные сюжеты в благочестивых традициях. Его смерть наступила в результате падения с лесов в церкви капуцинов в Кадисе. Его светские картины включали несколько виртуозных портретов, но в остальном почти полностью состояли из сцен из детства — жанр, не имеющий аналогов в Испании.
Слава Мурильо затмила славу Веласкеса в восемнадцатом веке, когда он занял второе место после Рафаэля. Избегая сцен мученичества, он специализировался на нежных святых семьях, милых детских лицах, изящных Мадоннах и непорочных зачатиях. Позже в жизни он был очаровательно обнадеживающим даже в своем изображении потерянных детей.
Бартоломе Эстебан поднимал тему двух Троиц раньше, в начале своей карьеры, когда он изобразил Святое Семейство, возвращающееся из Храма. Композиции обеих картин взяты из гравюр шестнадцатого века, сделанных для иезуитских молитвенников фламандскими братьями Верикс. Эти образы, рассчитанные на широкую мирскую аудиторию, подчеркивали смиренный труд Святого Семейства и прославляли святого Иосифа Плотника, покровителя Божией Матери и земного отца Христа. Как Бог Отец, голубь Святого Духа и Христос образуют небесную троицу, так Мария, Иосиф и Иисус отражают их на земле в земной троице. На этой картине, вероятно, заказанной для алтаря, Иосиф, единственный персонаж, обращенный прямо к зрителю, держит цветущий посох, знак Божьей воли, что он муж Марии. Маленький Христос стоит на скале, возвышается над земной частью полотна и приближается к небесной. Таким образом, он становится смысловым и композиционным центром образа.
Предмет работы относительно редок и изредка встречался в Нидерландах и Испании в 17 веке. Оно восходит к евангельскому эпизоду о возвращении Иисуса из храма с Марией и святым Иосифом.
Мурильо не меняет своей манеры изображать святых как простых людей, тружеников. Его божья мать — молодая красивая девушка, которая восторженно смотрит на своего сына. А Святой Иосиф — мужчина довольно средних лет с умиротворенным лицом. Изображение вызывает яркие эмоции, оставляет приятное эстетическое послевкусие.
Другие картины Бартоломе Мурильо
Маленький нищий
Мальчик с собакой
Мадонна с младенцем
Мальчики с виноградом и дыней
Девушка с монетой
Девушка-продавщица фруктов
Непорочное зачатие
Мадонна с розарием
Поклонение пастухов
Объявление
Распятие Христа
Две женщины у окна
Четыре фигуры на одном шагу
Мадонна Иммакулата
Готовим торты