Описание картины:
Картина «В школе гладиаторов»
Картина «В школе гладиаторов». 1927. 55х46
Картина «В школе гладиаторов» написана в 1927 году. Философ на картине на стене справа напоминает по позе «Мыслителя» Огюста Родена. Сама композиция очень проста. На переднем плане два гладиатора в набедренных повязках. Боец, стоявший слева с ножом в правой руке, застыл как статуя. Второй гладиатор напоминает статую из совсем другой эпохи серым цветом кожи, лицом, скрытым под маской из перьев.
Цифры переданы обобщенно, несколько гиперболически. Они кажутся застывшими и окаменевшими жителями сонного царства. Неподвижные позы гладиаторов даже несколько преувеличены. Художник изображает не людей, а фигуры из папье-маше или воска. Замкнутое пространство — художественная метафора кольца, освещенного прожекторами. Да и сам свет, раздражающий, неестественный, способствует некоему «переносу» древней сцены в современность.
Картина «Гладиаторы»
Картина «Гладиаторы». 1936. 117х89
Со временем гладиаторский цикл претерпевает определенную эволюцию. Это переход от художника к реалистической манере, присущей классической живописи. «Гладиаторы», созданные в 1936 году, имеют композицию, вписанную в треугольник. Фигуры здесь менее схематичны и гораздо более динамичны, чем на более ранних полотнах цикла. А тщательно проработанные напряженные мышцы соперников свидетельствуют о глубоких познаниях живописца в анатомии.
Картина «Битва гладиаторов на арене»
Картина «Битва гладиаторов на арене». 1948. 60х100
Двенадцать лет спустя, работая над «Битвой гладиаторов на арене», де Кирико приближается к еще более решительному реализму. Естественные цвета позволяют точно воспроизводить римские исторические реалии. Каждый жест гладиаторов изображен с исключительной детализацией, тогда как арена и кровожадная толпа изображены весьма условно. По цвету и композиции картина напоминает античную фреску. Вероятно, такой блеф полностью входил в планы де Кирико, поскольку героическое, на первый взгляд, полно иронии и даже некоторой доли гротеска. Все персонажи замерли с поднятым оружием, словно не могли пошевелиться. Динамика снова становится статической.
Другие картины Джорджо де Кирико
Итальянские квадраты
Автопортреты Джорджо де Кирико
Археологический цикл картин
уничтожение мышей
Великий метафизик
Метафизический интерьер с печеньем
Метафизический интерьер
Неуверенность поэта
Странствия философа
Вокзал Монпарнас
Чистота воображения
Башня
Восходящее солнце
Блудный сын
Меланхолия и тайна улицы