Описание картины:
Эрмитажная картина была первой крупной заказной работой Тенирса и предназначалась для зала, где проходили собрания, в доме Гильдии стрелков. В этом здании она находилась до 1749 года, но затем из-за финансовых затруднений гильдии картина Тенирса Младшего (вместе с «Коронацией победителя» Рубенса, хранящейся ныне и картинной галереей в Касселе) была продана голландскому художнику Жерару Хут.
Действие в картине происходит на Гроте Маркт — главной площади Антверпена. Слева видна ратуша (1561-1565, арх. К. Флорис). Художник показывает серьезность и простоту правого крыла здания, контрастирующего с богатой декоративными деталями и энергичной пластикой центральной выступающей частью фасада. Левая часть ратуши, отрезанная рамой, не видна. Гигантский трехъярусный фронтон, двойные колонны, ниши, украшенные статуями Мадонны с младенцем на полумесяце (видимо, Непорочного зачатия), справедливости и мудрости — все это производит впечатление необыкновенного богатства архитектурных форм. Аккуратностью и тщательностью в исполнении мельчайших деталей Тенирс выражает, так сказать, свое уважительное отношение к памятнику власти в Антверпене. Справа от ратуши находится Zilversmidstraat (серебряные мастера) со зданиями 16 века. В крайнем правом здании (Испанский дом Хюйса ван Спаниена), фасад которого украшен красным сукном с гербом, находилась гильдия Ауде Футбоог, организованная в 15 веке.
При создании этого большого полотна Тенирс не прибегал к помощи других мастеров. В отличие от художников архитектурного жанра (особенно художников семьи ван Стенвейк или семьи Неффс), специализировавшихся на изображении интерьеров и экстерьеров церквей, Тенирс рисовал как архитектурный фон, так и сами портреты. В живописи Теньера фигуры переднего плана и архитектура настолько органично соотносятся друг с другом, что воспринимаются как неразрывные части целого. Сквозь оконные проемы ратуши также видны фигуры, что визуально способствует единству произведения. Благодаря обоснованной пропорциональности человек находится в гармоничных отношениях с архитектурой. Поэтому персонажи Тенирса не кажутся затерявшимися в толпе.
Были сделаны различные предположения о действии в этой работе. Например, ван дер Бранден (1883) считал, что на полотне представлен парад по случаю юбилея декана гильдии Годеварда Зидерса. Согласно Клинге (1991), определение действия, данное ван ден Бранденом, вряд ли верно из-за отсутствия документации. Она, как и Делен (1930), справедливо отмечает, что парад старейшей гильдии Антверпена «Oude Vbetboog» проходит на площади, ее деканом обычно был мэр города. Члены гильдии изображены в черных костюмах с красными лентами. У трех старших персонажей (вероятно, лидеров гильдии) на плечах повязана красная ленточка. Чтобы разнообразить монотонность черных пятен и насытить изображение цветом, Тенирс изобразил некоторых представителей гильдии в желтых костюмах (в частности, барабанщика и знаменосца).
Встреча святителей Антония Великого и Павла Пустынника
Искушение святого Антония
Аллегория веры
Портрет епископа Антония Триста и его брата Евгения
Художник в своей мастерской
Пастух и пастушка
Двор фермерского дома
Деревенский праздник
Кухня
Игроки
Курильщики
Гауптвахта
Флейтист
Дуэт
Крестьяне играют в кости
Прибрежный порт
Вид на окрестности Брюсселя
Пейзаж с пастухами и стадом
Пейзаж с башнями
Урожай (лето)
Пейзаж с деревенской тыквой
Пейзаж с пещерой и группой цыган
Горный пейзаж
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее
Сельский праздник в таверне «Полумесяц»