Описание картины:
Евгений Евгеньевич Лансере – художник разносторонний. Автор монументальных росписей и панно, украшавших станции московского метро, Казанский вокзал, гостиницу «Москва», пейзажей, картин на тему русской истории XVIII века, он был также замечательным иллюстратором классических произведений русской литературы («Дубровский и «Выстрел» А. С. Пушкина, «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого), создатель острых политических карикатур в сатирических журналах 1905 г., театрально-декоративный художник.
Воспроизведенное здесь изображение является одним из самых интересных и значительных станковых произведений художника.
Картина свидетельствует об актуальном понимании исторической живописи в искусстве начала ХХ века. Так, атмосфера эпохи раскрывается здесь через образы искусства, воплощенные в архитектуре и парковых ансамблях, костюмах и прическах людей, через пейзаж, в котором показана придворная жизнь, обряды. Тема королевских шествий была особенно любима. Лансере изображает торжественный выезд со двора Елизаветы Петровны в ее загородный дом. Как и на театральной сцене, перед зрителем проходит процессия. Полная императрица плывет в царственном величии, одетая в тканые одежды дивной красоты. Затем следуют дамы и господа в роскошных платьях и напудренных париках. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Мы видим то смиренных и застенчивых, то надменных и чопорных придворных. В изображении Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска. Лансере противопоставляет изображенных им людей благородной строгости беломраморной статуи и истинному величию, воплощенному в великолепной архитектуре дворца Растрелли и красоте общего парка.