Сальвадор Дали — разносторонний гений, которому не была свойственна застенчивость. Художник, график, режиссер, скульптор, писатель, сюрреалист. Он написал несколько книг, участвовал в съемках нескольких фильмов, написал множество картин, о которых до сих пор говорят, — из-за того, что они выполнены в стиле сюрреализма, это иногда бывает непросто.
Он также занимался созданием инсталляций из драгоценных камней, утверждая, что делал это для того, чтобы ценность воплощенного начала побеждать ценность металла и камня
изображения через них. Чтобы даже полудрагоценные материалы блестели и привлекали внимание.
Но, несмотря на предназначение, установки в большинстве случаев изготавливались из дорогих материалов.
«Ангельский крест» из золота — клетка и фигурка Христа; коралловый – сам крест; сульфит меди и алмазные шпильки — основа; лазурит – сфера; топаз — дверь. Это крест, заключенный в золотую клетку, повторяющую его форму, с открытой дверью. Основание находится под крестом — в центре его утоплен темно-синий шар, вокруг него воткнуты острые шипы.
Тот факт, что крест вырезан из коралла, создает ощущение стекающей по основанию крови. Тот факт, что основание выполнено из меди, создает впечатление, что в нем скапливается кровь. Весь мир, жестокий мир, полный остроты — вот основа.
Сфера покоится внутри него, заключает в себе его прекрасную часть и заслуживает за это страдания на кресте. Клетка, окружающая крест и фигуру Христа, открыта — в любой момент Спаситель может покинуть ее, спуститься с сочащегося червленого дерева и отправиться на небеса, к вечному счастью.
Но, несмотря на открытую дверь, он этого не делает — ибо мир — это не только острые шипы и его кровь, но и темная сфера, в которую можно смотреть вечно. В этом смысл и правда, и добрые дела человеческие, и память, и любовь.
Не двигаясь на кресте, Христос страдает по своей воле. Потому что мир стоит того, чтобы за него страдать.