Описание картины:
Человек, который впервые в жизни увидит эту фреску, вряд ли отнесет ее к 15 веку, сама манера исполнения выглядит очень современно. Выразительный стиль письма, яркие цветовые пятна и выразительные фигуры с правильными очертаниями и строением тела отсылают нас больше к современным экспериментам в области искусства, чем к раннему Возрождению. Тем не менее, это так – фреска написана во время тотального господства «бестелесной» готики, когда нагота считалась постыдной и постыдно прикрывалась драпировками или традиционными «фиговыми листочками».
Фреска мастера – воплощение нескрываемой скорби, внезапно постигшей двух людей, не знавших прежде проблем. Отражение библейской традиции «Изгнание из рая» изображает точный момент изгнания Адама и Евы из Эдема. Райская жизнь для них окончена, они прокляты и отвергнуты Богом, и впереди их ждет только жизнь, полная труда и лишений.
Неудивительно, что Ева буквально кричит от горя и ощущения собственного бессилия. Ее картина производит самое сильное впечатление, ведь всего несколькими мазками художнику удалось отразить массу выразительных и сильных человеческих эмоций – боль, горе, страдание, смятение, сомнение в будущем, стыд. Помимо этих чувств, Ева впервые в жизни ощутила стыд собственной наготы, который в Эдеме ее совершенно не смущал. Она мучительно пытается прикрыться руками, а также страдает от того, что была причиной, пусть и косвенной, падения и изгнания.
Адам не стыдится своей наготы и закрывает лицо руками от стыда и печали. Халк трясет своим телом, заставляя молодого и сильного человека наклониться. Хотя сам акт предполагает изображение Адама и Евы в обнаженном виде, смелость художника в детальном и реалистичном изображении человеческих тел не понравилась зашоренным церковникам. Как и в большинстве подобных случаев, изображения пытались с ложной скромностью прикрыть традиционными зелеными веточками.
Благодаря простоте изображения и почти полному отсутствию декора на заднем плане все внимание смотрящего на фреску приковано именно к трем фигурам — Адаму, Еве и ангелу с карающим мечом в руках, изображенным парящий над ними. Становится ясно, что обратный путь им заказан — врата рая наглухо закрыты, и ангел, охраняющий их, явно высоко поднял над собой свой меч. Особое беспокойство по поводу происходящего придает алый цвет платья ангела – это открытая угроза и предупреждение.
Удивительно для столь раннего периода Возрождения реализм в изображении человеческих тел и умение отражать сильные эмоции лишний раз заставляют сожалеть о том, что сам мастер ушел из жизни в столь юном возрасте. Кто знает, если бы он остался жив, его мастерство не затмили бы большинство его знаменитых современников?
Другие картины Мазаччо
Мадонна с младенцем, Святой Анной и ангелами
Воскрешение сына Феофила
Крещение неофитов Петром
Троица
Чудо со статером
Мадонна с младенцем
Распятие
Поклонение волхвов
Рождество
Триптих из Сан-Джовенале
Мадонна Кассини