Описание картины:
Венецианов всю свою жизнь посвятил изображению простых людей. В 1819 году художник покинул Петербург и поселился в своем небольшом имении — селе Сафонково Тверской губернии. Он больше не пишет портреты на заказ, а изображает крепостных: мужчин, женщин, детей, и делает это с любовью и уважением. Среди этих работ есть ряд полотен с прекрасными женскими образами. Одним из них является описанная картина.
Эта маленькая зарисовка оставляет неизгладимое впечатление. Художник изобразил юную девушку, почти девушку. Ее картина занимает почти все пространство холста. У девушки светлое, одухотворенное лицо. Она классический тип русской красоты. На зрителя смотрят ясные серые глаза, на пухлых губах застыла полуулыбка, щеки слегка покраснели от смущения. Ее светлые волосы с пробором спрятаны под большим темно-синим платком в клетку, который она держит рукой, чтобы он не соскользнул с головы.
Платок имел большое значение в русском национальном костюме. Его носили женщины всех сословий и возрастов. Замужняя женщина должна была покрывать волосы головным убором. Платок считался хорошим подарком. Оно было неотъемлемой частью приданого, которое оформлялось задолго до свадьбы. Возможно, этот платок подарила девушке сама художница в благодарность за позирование, а возможно, это была ее личная вещь. В любом случае платок оттеняет природную красоту молодой крестьянки и акцентирует внимание зрителя на ее сияющем лице.
Статус девочки выдают только руки — видно, что она не понаслышке знает, что такое тяжелая деревенская работа, ведь тогда дети с ранних лет начали помогать родителям.
Фон для исследования намеренно не готовился художником. Мастер рисует женскую фигуру на коричневом фоне. Он не отвлекает внимание зрителя от самой девушки. Ее чистый образ невольно притягивает взгляд и остается в памяти.
Венецианов в своих произведениях оставил нам много ярких типов крепостных. За каждым из них стоит человек, живой человек. Художник показывает, что крепостные, находившиеся тогда в рабском положении, способны на повышенные эмоции. Они сильны духом, красивы, с широкой душой, как русское поле, и большим сердцем.
Его женские образы крестьянок изображают женщин и девушек с малых лет, знающих, что такое тяжелый труд, но прекрасных в своем внутреннем мире, привлекательных естественной, природной красотой.
Неудивительно, что не все современники оценили масштабы таланта провинциального художника. Изображение деревенского быта, а тем более неприкрашенных крепостных в лучших традициях реализма считалось «низким» жанром. Венецианов так и не стал академиком и преподавателем Императорской Академии художеств, несмотря на то, что успел обучить живописи многих талантливых крестьянских детей в своем имении.
Художник умер в безвестности, но его творения до сих пор радуют людей, прославляя русский народ и русскую землю.
Другие картины Венецианова
На пашне. Наш
Сарай
Захарка
Комбайны
Крестьянские дети в поле
Крестьянка с васильками
Крестьянка с косой