Описание картины:
Грусть по исчезнувшим в истории «дворянским гнездам» прослеживается во многих произведениях конца 19 — начала 20 веков. Достаточно вспомнить «Вишневый сад» А. П. Чехова. Самый проникновенный шедевр живописи на подобную тему создал Василий Поленов в 1878 году, и это «Бабушкин сад».
Поленов еще застал расцвет «дворянских гнезд» — он часто бывал в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и искренне восхищался этим местом. Задумав образ, художник прежде всего хотел воплотить философскую мысль, и это ему удалось. Уходящая эпоха, смена поколений, обновление и постепенное болезненное исчезновение старого уклада жизни – главные лейтмотивы картины.
Работа написана в жанре «мудскейп» — личное открытие мастера. Поленов предпочитал не поднимать в своих произведениях острых социальных вопросов, чтобы не нагнетать обстановку, выражал определенное настроение, демонстрировал действие, спокойно, просто и красноречиво.
На картине зритель видит старый типичный дворянский дом — такими строениями была застроена вся Москва с окрестностями после пожара 1812 года. Дома эти были деревянными, но характерные колонны и толстый слой штукатурки должны были создают иллюзию цельной каменной конструкции. Зритель видит, как основание такой «фальшивой колонны» отслоилось, обнажив изделия из дерева.
Изящный фронтон здания говорит о высоком вкусе и классической архитектуре, но в то же время взгляд замечает облупившуюся и осыпающуюся штукатурку, ржавый карниз, свидетельствующие о заброшенности некогда прекрасного дома.
Заросший красивый сад когда-то был обычным явлением, а теперь это мастерская зелень, которую давно не подстригали, и поэтому все ландшафтное убранство выглядит запущенным.
На переднем плане главные героини — скрюченная старушка в старомодном чепце и юная внучка в модном платье. Яркое сочетание старого и нового. Бабушка выглядит такой же ветхой, как и ее дом — облупившиеся стены особняка можно сравнить с крючковатой фигурой пожилой героини.
Цветовая гамма на картинке действительно красивая и красочная. Уже после первой выставки В. Стасов, настороженно относившийся к Поленову, хвалил «Бабушкин сад» за свежесть красок. И действительно, буйство зелени, яркое солнце, желтая дорожка, голубое небо — все это очень реалистично и детально представляет действие.
Глядя на потрескавшиеся ступени высокой лестницы, можно легко представить, сколько нарядных ботинок взлетело по этой веранде, осторожно переходя дорожку и глядя на прекрасный ухоженный сад. Здесь, наверное, очень радовались, любили, страдали, смеялись — здесь кипела жизнь. Но сегодня все вокруг лишь эхо затянувшегося праздника жизни. Эпоха богатых поместий уходит, уступая место новому укладу жизни, и разоренные дворянские гнезда могут лишь караулить своими старухами и хранить в аллеях отголоски шумных дней, гул человеческих голосов, стук копыт подъезд к крыльцу вагонов.
Другие картины Поленова
Московский двор
Христос и грешник
Золотая осень
Ранний снег
Заросший пруд
Арест гугенота
Больной
Сновидение
Белая лошадь
Старая мельница
Тивериадское озеро
Хорошо в Нормандии
Русская деревня
Осень на Оке под Тарусой
Осень в Абрамцево
Галилейское море
Воскрешение дочери Иаира
Монастырь у реки
В лодке. Абрамцево