Описание картины:
«Алтарь Мероде», названный в честь семьи, долгое время владевшей им, сначала приписывался Рогиру ван дер Вейдену, затем мастеру из Флемаля, которого позже отождествили с Робером Кампеном.
В произведении видны черты искусства позднего Средневековья — яркие краски, некоторая условность изображения и отчасти плоское пространство, но оно уже относится к эпохе Возрождения: божественные персонажи, хотя и отделенные от людей, помещены рядом с ними, а Дева Мария, архангел Гавриил и Иосиф выглядят не менее реалистично, чем дарители в левом крыле. Но самое главное, что при малых размерах триптих производит впечатление большого. В нем чувствуется величественный дух, характерный для картин мастеров эпохи Возрождения.
Триптих насыщен примечательными сами по себе деталями: кованые подсвечники, узорчатый пояс архангела, а за открытым окном, в пространстве городского пейзажа, люди, и не только на улице, но и в магазин, где в темных дверных проемах угадывались силуэты.
Поэтому многочисленные детали прописаны так тщательно, что большинство из них наделено особым смыслом. Например, белые лилии в кувшине символизируют чистоту Девы Марии, раскрытая книга на столе — ее мудрость, стиральная доска — воду крещения, свеча — свет, который несет в мир Христос. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господень есть мышеловка для дьявола».
Если внимательно присмотреться к алтарю, то можно увидеть, как из круглого окна слева к Марии летит маленькая фигурка Младенца Христа, несущего крест. Этот небольшой триптих обобщает всю историю Нового Завета.
Другие картины Робера Кампена
Женский портрет
Мужской портрет
Мадонна с младенцем у камина
Рождение Христа
Портрет Роберта де Масмина
Христос и Богородица
Дева Мария во славе