Описание картины:
Игорь Эммануилович Грабарь написал картину «Зев Мороз» в 1905 году. В эти годы он неоднократно обращался к этой теме: мороз и солнце, воспетые классиком русской литературы, искрящийся иней на ветвях деревьев и хрустальный снег под ногами.
В своих воспоминаниях художник сравнивал меняющиеся краски мороза с полифонической музыкой, для передачи которой ему не хватало красок. По мнению автора, ветки изображенных в пейзаже берез имели особое ритмическое строение, а вершина излучала перезвоны и отголоски цветов радуги.
Автор, так тонко чувствующий музыкальность и поэтичность природы, не мог не запечатлеть поразивший его пейзаж. Сам художник считал, что пейзаж с тающим снегом теряет часть своей привлекательности, огорчался этой, искренне любящей зиму, и называл заснеженные ветки бриллиантовым кружевом.
Известно, что он часами рисовал в самые лютые морозы, завороженный сверкающими кристаллами, а для картины «Февральская лазурь» даже выкопал в снегу траншею, где устроился на несколько часов с мольбертом.
Как и на многих картинах Игоря Эммануиловича, на полотне «Лесной мороз» изображены высокие березы. Их невероятно длинные ветки словно свисают с неба, как маленькие елочки, отбрасывая лиловые и голубые тени на сугробы. Несмотря на абсолютную реалистичность пейзажа, к нему применяется термин «импрессионизм». Более того, сам художник был склонен расценивать свой стиль письма как «махровый дивизионизм» из-за мельчайших пунктиров. Он добавил радугу дробей и получил оживший, пульсирующий воздух, осязаемый свет, превращавшийся в материальные предметы.
Картина хранится в Ярославском художественном музее и по праву считается классикой русского зимнего пейзажа начала ХХ века.
Другие картины Грабаря
Хризантема
Зимнее утро
Ясный осенний вечер
Февральская голубизна
Римфрост, 1918 год
Бьоркеалле
Светлана
Мартовский снег
Пок
Зимний пейзаж
Групповой портрет васильков