Описание картины:
Летом 1872 года Архип Иванович отправился на Валаам. Сразу после свадьбы с гречанкой русского происхождения Верой Шаповаловой (Кетчерджи).
Выбор места для медового месяца был, безусловно, продиктован художественными амбициями новоиспеченной супруги — многие пейзажисты того времени воспевали Валаам и посвятили острову замечательные картины. Настал черед, и Куинджи отправится за своей порцией вдохновения в этот укромный живописный уголок.
Вернувшись из поездки, мастер создает замечательную картину — «Ладожское озеро». Художника-пейзажиста очень привлекал северный край. Величием и спокойствием отличались голые скалистые просторы, обрамленные прозрачной водой холодного озера.
Художник выбрал очень удачный ракурс, чтобы запечатлеть все. Здесь и берег в камнях и гальке, и темная вода, и, конечно же, грандиозное небо, ведь без него трудно представить картину кисти Куинджи.
Самый любопытный момент на картине, который сразу же привлекает внимание зрителя, — каменистое дно, которое видно сквозь воду. Очень интересный и приятный на ощупь. И именно с этим прекрасным изображением камней сквозь призму прозрачной озерной воды связан большой скандал, воспламенивший темпераментного и эмоционального Куинджи.
Во время создания полотна «Ладожское озеро» рядом с живописцем жил друг «по цеху», художник-маринист Судковский. Соседей нельзя было назвать закадычными друзьями, но артисты были достаточно теплыми друзьями. Спустя 10 лет после презентации «Озера» Судковский представляет публике свою работу — «Мертвый штиль», где буквально повторяет технику Куинджи, а именно просвечивание сквозь воду камней. Это раздражало Архип Иванович до глубины души. Обвинив бывшего друга в плагиате, живописец потребовал освещения в прессе — мол, эта техника принадлежит ему. Сегодня бы сказали — патентовать надо, иначе… Но 19 век был не 21 век, и шум стал нешуточный, и художественная среда разделилась на два лагеря.
Впрочем, Судковского сегодня вряд ли кто вспомнит, но имя русского художника со странной фамилией «Куинджи» бессмертно. И как тут не полюбоваться его невероятным озером, голубым от собственной глубины и темным от сгущающихся над ним облаков, по которому с одинаковой мерой движется и парусник, и одиночный корабль. Как не впитать в себя красоту этих бескрайних просторов, необыкновенную прозрачность воздуха, окрашенного в холодные тона, что делает это действо далеким величественным и священно-одиноким. как и сам Валаам…
Другие картины Архипа Ивановича Куинджи
Радуга
Лунная ночь на Днепре
После дождя
Украинская ночь
Днепр утром
Север
Христос в Гефсиманском саду
Ночь
На острове Валаам
Вечер в Украине
Чумацкий канал в Мариуполе
Березовая роща
Забытая деревня
Осенний тайн
Снежные вершины
Солнечные пятна на морозе
Волны
Степь. Уровень
Красный закат
Эльбрус
Кипарисы у озера
Закат с деревьями
Ай-Петри. Крым
Закат в степи
Закат в степи у побережья
После шторма
Солнечный свет в парке