Описание картины:
Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. В ней отражена судьба фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не смог справиться с желанием вмешиваться в государственные дела и с собственной жадностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться наверх, был свергнут с нее и оказался с семьей в ссылке на Русском Севере.
На картине изображен обычный день семьи, которая еще вчера была популярна, модна и невероятно богата. По дороге в ссылку у Меншикова умерла жена, поэтому он мрачен и погружен в свои трудные и трудные мысли. Он как бы пытается понять, каким образом он, известный придворный интриган, оказался оклеветанным, запутавшимся в сетях хитрой и коварной придворной политики.
Рядом с отцом его троих детей. Судьба также неблагосклонна к ним. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все — богатство, высокое положение и свое славное будущее русской императрицы. Черный цвет плаща Марии словно пророчество о ее печальной судьбе. Менее чем через полгода она умрет от оспы, не дожив до своего восемнадцатилетия. Менее чем через месяц после этого уйдет из жизни и сам Меньшиков.
На заднем плане сын царедворца Александр, погруженный в себя, созерцает свечу перед собой. Ему повезет гораздо больше, он выживет в ссылке и станет главнокомандующим, но и жизнь его будет не слишком долгой — он умрет в возрасте 50 лет.
Яркое цветное пятно, луч света в этой мрачной и убогой избе — это младшая дочь Меньшикова Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется живой в изгнании и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая в то время была доступна только женщине. По завещанию императрицы Анны Иоанновны Александра станет женой Густава Бирона, брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но на нее словно нашло проклятие – Александра умирает в возрасте 23 лет во время родов вместе с новорожденным.
Но пока все эти события еще не наступили, и о них знает только Бог. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом в изгнании платье, и теплой косынке, читает книгу при слабом северном свете, едва пробивающемся через мутное и маленькое окошко каюты. Она одна кажется точкой света в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.
Жизнь Меньшиковых в ссылке трудно назвать нищей — на полу теплая кожа, на столе богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди были изгнаны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без работы, а главное — без надежды на будущее.
Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Несомненно талантливый человек, изобретательный и умный, он не смог справиться со своим чрезмерным честолюбием и честолюбием, нажил себе много открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят мысли о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно разрушил собственную семью. Для отца нет ничего хуже, чем осознание своей роковой роли в судьбах своих детей.
Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе личности, попавшей в суровые колеса истории. По отзывам ряда современников Сурикова, а также критике Стасова, это полотно является одним из лучших, вышедших под его кистью.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Утро стрельбы из лука
Возьмите снежный город
Сибирская красавица
Боярыня Морозова
Покорение Сибири Ермаком
Пир Валтасара
Старый садовник
Сибирский
Посещение княжеского монастыря
Дочь боярина
Степан Разин
Суворов переходит Альпы
Вид на памятник Петру I на Сенатской площади
Вечер в Петербурге
Большой маскарад