Михаил Врубель — яркий представитель русского декоративного модернизма, его работы до сих пор воспринимаются неоднозначно, но никого не оставляют равнодушными. Манера сознательного декора, наполняет полотно не только крупными мазками, но и разноцветными, порой несочетаемыми цветовыми кристаллами, на что особенно повлияла длительная эмоциональная работа над театральными постановками, с ее особой живописной пластикой, часто сознательно или случайно посвященной к картинам ощущение незавершенности
— все это будоражит воображение и эмоции зрителей, создает у каждого свое неординарное представление об авторском замысле, о происхождении каждого образа.
Особое место в творчестве Врубеля занимают женские образы, перенесенные на полотна из литературных произведений или авторского воображения. Музой для художника всегда была его возлюбленная Нина Забела, и творения Врубеля унаследовали от нее неправильный вытянутый овал лица, большие глаза и тонкие чувственные руки.
Таким же загадочным и странным образом предстает перед зрителем «Муза», написанная в 1896 году. Изумруды огромных глаз, рыжая буря кудрявых волос, выходящая за край полотна, одновременно завораживают и вызывают настороженность, словно это неземное существо знает важную тайну. Но детально прорисованное красивое платье, нервные длинные пальцы и подлокотник старого стула выдают ее ранимое земное происхождение, а бледная свита увядающей осенней природы подчеркивает мучительные поиски истинного художника, быстротечность бытия и непобедимую вечность красоты и искусства.