Описание картины:
Юрий Иванович Пименов написал картину «Ожидание» в 1959 году, ближе к концу своей долгой и успешной творческой карьеры, когда ему было 56 лет. Коренной москвич, воспевший поэзию нового образа жизни и простых будней советского человека, в очередной раз создал талантливейшую жанровую картину, изображающую повседневные вещи.
На картине изображен обычный полированный стол, который можно было найти в любой бедно обставленной квартире того времени, на нем установлен черный стационарный телефон. На заднем плане виден серый, сумрачный пейзаж с нависшими облаками и каплями дождя на окне, а вдали возвышаются очертания новостроек, теряющихся в тумане.
Все изображение выполнено в тусклых серо-голубых тонах, и только золотой свет от лампы падает в центр стола. Декор скромный, если не сказать спартанский.
Загадка этого изображения заключается в противоречии между названием и положением телефонной трубки. На поверхности лежит первая ассоциация с грустным дождливым вечером за окном и одиноко стоящим телефоном — невидимый лирический герой картины ждет телефонного звонка. Но при таком положении трубки, когда она была снята с рычага, звонок не мог пройти: в этом случае подавался сигнал «занято», и это делалось, если не хотели, чтобы кто-то звонил.
Разговор также мог не состояться, когда трубка лежала на столе, потому что это не громкая связь. Существовало также выражение «повесить трубку» — нажать на рычаг, завершить вызов и поставить телефон именно в это положение, чтобы неприятный разговор не возобновлялся.
Поэтому можно предположить, что ожидание, изображенное на картине, вовсе не лирическое. Не исключено, что результат ссоры, возникшей в результате напряженной беседы, разыгрывается на глазах у зрителя, а ожидание крутится вокруг предположений о том, как оппонент поведет себя в будущем.
Другие картины Юрия Ивановича Пименова
Новая Москва
Спор
Футбольный