Описание картины:
Библейская история о царе Вавилонском Валтасаре не раз воспроизводилась в искусстве, но среди самых известных картин, посвященных мрачному пророчеству о гибели империи, пожалуй, самое высокое положение занимает картина Рембрандта.
История, которая разворачивается на полотне, такова: получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил пышный пир, но когда гостям не хватило блюд, он приказал своим слугам принести ритуальные золотые чаши и другие устройства, которые Навуходоносор вынес из Иерусалима. Осквернив таким образом святыни, вдруг все гости и царь увидели руку, старательно чертящую на стене надпись – «Мене, текел, упарсин». Ни один колдун не смог расшифровать послание, как только Даниил смог это сделать — таинственная рука предсказала гибель Вавилона. В тот же день город был захвачен персами и мидянами, а новосозданный царь убит.
Изображение выдержано в привычных для Рембрандта цветах – золотистом, коричневом, красном. Герои выходят из темноты, освещенные загадочными буквами. Таинственная надпись на стене на иврите была сделана особым образом. Художник долго думал, как изобразить надпись так, чтобы ее действительно нельзя было прочитать, ведь если написать предсказание справа налево (традиционно для иврита), то прочитать его не составит труда. Выход подсказал друг Рембрандта Манассия бен Исраэль, предложивший разместить буквы в вертикальных столбцах.
Большую часть полотна занимает сам король, рядом с ним его жена, наложницы, священники и стража. Их лица искажены страхом. Ужас и безмолвие – вот главные мотивы полотна. Персонажи кажутся замороженными, парализованными увиденным. Даже современному зрителю невесомая рука, рисующая приговор всем собравшимся и государству, кажется очень пугающей.
Известно, что работа над картиной заняла у великого голландца два года, в течение которых он неоднократно прибегал к консультациям с раввинами из еврейской общины.
Другие картины Рембрандта
Единство страны
Автопортрет в 54 года
Урок анатомии
Исследователь в офисе
Возвращение блудного сына
Портрет старика в красном
Даная
Аристотель перед бюстом Гомера
Софонисба берет чашу с ядом
Автопортрет
Автопортрет художника с женой Саскией
Портрет Саскии ван Эйленбург
Автопортрет в 34 года
Ночной дозор
Еврейская невеста
Синдики
Ослепление Самсона
Художник в студии
Польский всадник