Описание картины:
Живописец Александр Андреевич Иванов — представитель русского классицизма XIX века. Наверное, это один из самых вдумчивых, непритязательных, глубоких художников, его картины созерцательны и теплы.
Иванов пишет множество портретов, в том числе «Портрет Гоголя».
В Италии в 1837 году встретились два таланта, два совершенно противоположных характера, но, возможно, это положило начало многолетней творческой и человеческой дружбе.
Неудивительно, что при взгляде на портрет чувствуется особый подход Александра Иванова и благоговение перед авторством, знание тонкостей гоголевского характера, мимики и настроения.
Автор изображен не в парадном одеянии, а в красном плаще, из-под которого виден воротник рубашки. Волосы и усы тоже вполне домашние — немного мрачноватые, без обязательной «стройности» того времени. Николай Васильевич выглядит спокойным, задумчивым, строгим. Но с помощью кисти гениального художника начинаешь чувствовать скрытые грани характера: во внешности — прирученная энергия, в лице — некая напряженность.
Автору удалось точно передать в этом камерном произведении государственный и психологический портрет Гоголя. По мнению современников Иванова, сходство портрета с оригиналом просто поразительно.
Интересная история произошла в 1843 году, когда именно с этого портрета Иванова была напечатана литография в журнале «Москвитянин», где был представлен знаменитый автор «Мертвых душ».
Гоголь считал, что никто не должен знать автора до окончания работы над романом, тем более без его ведома. В письме своему другу Степану Петровичу Шевыреву он с негодованием описал себя на этом портрете как «неряху в халате».
Но здесь, пожалуй, можно не согласиться с автором. Талантливые работы Иванова отличаются искренностью, живостью, романтикой и большой выразительностью.
Другие картины Александра Иванова
Явление Христа народу
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине
Братья Иосифа находят серебряную чашу
Приам
Жених
Последний прием пищи
Христос и Никодим