Описание картины:
На картине В. Г. Перова «Рыбак» изображены два рыбака. Один из них — молодой человек на заднем плане — повернут к зрителю спиной, поэтому о его личности можно судить только по одежде: самый простой костюм и шляпа. Он занят делом — нанизывает на крючок приманку. Видно, что человек небогат, для него рыбалка — это способ добыть себе еду и деньги.
Контрастная фигура — другой рыбак, пожилой мужчина в очках. По сравнению с первым персонажем он одет значительно дороже: темный плащ, шарф, начищенные сапоги и круглые очки. Кроме того, зритель видит все снаряжение, которое принес с собой мужчина: несколько удочек, сеть, глиняный кувшин для улова — очевидно, герой планирует провести на рыбалке не один час.
Особенно интересно лицо и поза мужчины: он немного наклонился, уперся руками в колени и пристально, даже с волнением следит за процессом. Видно, что рыбалка его увлекает, но это не жизненная необходимость: старик состоятельный человек, вероятно, помещик или купец.
На фоне художник изобразил лес и водоем, а также светло-серое небо: утро, солнца еще не видно, но уже светло. Вдалеке летает несколько птиц. Часть пейзажа также находится на переднем плане: в глади воды, по которой плавают кувшинки, отражаются рыбацкие сапоги, удочки и утреннее небо.
Если до этого Перов использовал природу как отражение личности героев, часть их психологического портрета, то в этой картине фон служит для создания умиротворяющего, спокойного настроения.
Это не единственная работа Перова на тему рыбалки и охоты. Известно, что художник был близок к жизни простых людей и увлекался такими занятиями, поэтому подробности жизни рыбака изображены максимально приближенными к реальности.
В то же время образ пожилого мужчины несколько комичен, в нем есть добрая насмешливость. Это типично для творчества Перова 1870-х годов. Написанные в то время картины были объединены искусствоведами в цикл, который получил название «Тихие страсти». Это оправдано резким контрастом с более ранними работами, посвященными социальным проблемам. В 70-е годы Перов понял, что спокойная и мирная жизнь должна присутствовать в искусстве в той же степени, что и более острые темы.
Впервые картина была представлена публике в 1871 году на первой передвижной выставке, а спустя 2 года на Всемирной выставке в Вене. Это была одна из первых картин Перова на бытовую тему, и публика ее оценила.
Другие картины Василия Григорьевича Перова
увидеть мертвых
Еда
Последняя таверна на аванпосте
Утопленница
Сцена у железной дороги
Ботаник
Чаепитие в Мытищах
Спящий ребенок
Голубиный удар
Сироты на кладбище
Охотники на отдыхе
Деревенский поезд на Пасху
Заядлый
Птицы
Ловит рыбу
Сцена у могилы
Гулять пешком
Тройка
Савойя
Плачет Ярославна
Старые родители на могиле их сына
Парижский шарманщик
Проповедь в деревне
Приезд губернатора в купеческий дом
Чистый понедельник
Первые христиане в Киеве
Прибытие офицера для расследования
Дедушка и внук
Портрет Достоевского
Бобби гитарист
Шарманщик