Описание картины:
А. Г. Веницианов одним из первых в русской живописи написал крестьянскую жизнь. Среди его работ много портретов крепостных, живших в его имении. Особенно хорошо ему удавалось изображать детей. Алексей Гаврилович открыл в своей деревне художественную школу для талантливых крестьянских детей. Кое-что он даже купил сам у других помещиков.
Эскиз «Захарка», хранящийся сейчас в Третьяковской галерее, как нельзя лучше показывает силу таланта художника и его выразительный дар.
Моделью для картины послужил реальный мальчик, сын крепостного Федула и Анны Степанов. Венецианов, видимо, проникнувшись симпатией к Захару, напишет ее еще не раз.
Хоть образ мальчика и представляет собой небольшую зарисовку, но сила его такова, что заставляет остановиться и посмотреть в серьезные не по годам глаза.
Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Этот ракурс для своей модели художник выбрал неспроста. Голова мальчика слегка повернута к зрителю, но он смотрит в сторону. В его позе скрыто скрытое движение, и в то же время чувствуется крестьянская твердость и уверенность в себе.
Картина написана в темных тонах, светлым пятном выделяется только лицо ребенка. Цвета незаметно переходят друг в друга, не отвлекая нас от главного героя.
На первый взгляд лицо Захарки некрасиво: широкие скулы, взлохмаченные светлые волосы, нос выпуклый, пухлые губы, густые брови. Но внешность у ребенка совсем не детская, он серьезный и интеллигентный, развитый не по годам. Такой «маленький человек».
Это происходит зимой. Меховая шапка и варежки явно великоваты для маленького мальчика. Скорее всего — отец или старший брат. Это означает, что семья Захары бедна и, возможно, многодетна, как и большинство нормальных семей того времени.
Видно, что мальчик уже хорошо знает, что такое тяжелый колхозный труд. В деревне дети растут рано. В руке он держит топор. Может быть, пойти в лес за дровами или помочь отцу. Лицо его сосредоточено, вероятно, художник оторвал его от важного дела.
Талант Венецианова таков, что образ Захарки вызывает у зрителя симпатию и сопереживание. Видно, что мальчик хоть и маленький по годам, но добрый, умный и хороший помощник для родителей.
В своих работах живописец неоднократно проявлял доверие к лучшим качествам русского человека и простого крестьянина. Венецианов рисовал крепостных реалистично, не приукрашивая их быт. И в то же время его «крестьянские» портреты внушают уважение и уверенность в силе духа и чистоте души этих людей.
Другие картины Венецианова
На пашне. Наш
Сарай
Комбайны
Крестьянские дети в поле
Девушка в клетчатом шарфе
Крестьянка с васильками
Крестьянка с косой