Описание картины:
Нет на свете художника, которого бы не влекло звездное небо. Автор неоднократно обращался к этому романтическому и загадочному объекту.
Мастеру было тесно в реальном мире. Он считал, что именно его воображение, игра его воображения необходимы для более полной картины. Известно, что при создании картины автор проходил другой курс лечения, к работе его допускали только в случае улучшения состояния. Художник был лишен возможности творить на природе. Многие произведения этого периода (в том числе «Звездная ночь») он создал по памяти.
Мощные, выразительные мазки, густые краски, сложная композиция – все в этой картине рассчитано на восприятие с большого расстояния.
Удивительно, но автору удалось отделить небо от земли. Создается впечатление, что активное движение в небе никак не влияет на то, что происходит на земле. Внизу сонный город, готовый погрузиться в мирный сон. Вверху — мощные потоки, огромные звезды и непрекращающееся движение.
Свет в работе исходит от звезд и луны, но направление непрямое. Блики, освещающие ночной город, выглядят хаотично, вырываясь из общего могучего вихря, правящего миром.
Между небом и землей, соединяя их, растет кипарис, вечный, бессмертный. Дерево важно для автора, оно единственное, что способно передать всю небесную энергию тем, кто живет на земле. Кипарисы стремятся в небо, их устремление так сильно, что кажется — еще секунда, и деревья ради неба расстанутся с землей. Словно языки зеленого пламени, смотрят ввысь вековые ветви.
Сочетание насыщенного синего и желтого цветов, известное геральдическое сочетание, создает особую атмосферу, завораживает и привлекает внимание к произведению.
Художник неоднократно обращался к ночному небу. В известном произведении «Небо над Роной» мастер все же не подходит к изображению небосвода столь радикально и выразительно.
Символическое значение изображения трактуется многими по-разному. Некоторые склонны рассматривать картину как прямую цитату из Ветхого Завета или Откровения. Некоторые считают излишнюю выразительность картины следствием болезни мастера. Все сходятся в одном – мастер к концу жизни только увеличивает внутреннее напряжение в своих работах. Мир искажается в восприятии художника, он перестает быть прежним, в нем открываются новые формы, линии и новые чувства, более сильные и точные. Мастер обращает внимание зрителя на те фантазии, которые делают окружающий мир более живым и нестандартным.
Сегодня эта работа стала одной из самых узнаваемых работ Ван Гога. Картина находится в американском музее, но картина регулярно приезжает в Европу, выставляется в величайших музеях старого мира.
Другие картины Винсента Ван Гога
Девушка в белом
Кипарисы
Зеленое пшеничное поле с кипарисом
Заключенные уходят
Пейзаж в Овере после дождя
Красные виноградники в Арле. Монмайор
Арльские дамы («Воспоминания об эттенском саду)
Арлесианский. Портрет мадам Жину
Подсолнухи
Терраса ночного кафе
Портрет доктора Гаше
Ночное кафе
Розовые розы
Спальня в Арле
Едоки картофеля
Пшеничное поле с воронами
Цветущие ветки миндаля