Описание картины:
После отмены крепостного права многие крестьяне стали переквалифицироваться в наемных рабочих (пролетариев). В России в то время впервые стал актуальным трудовой вопрос.
Ярошенко, как художник-реалист, тонко чувствовал настроение общества и безукоризненно улавливал то, что витало в воздухе.
Широкая образованность живописца, его не только эмоциональная, но и интеллектуальная чуткость позволяли ему широко смотреть на мир, видеть то, что скрыто от чужих глаз. Поэтому он первым обратился к «трудовому вопросу» в русской живописи.
В этой картине отражено невербальное, образное понимание художником действительности.
На ней мы видим измученного непосильным трудом кочегара. Современному человеку сложно представить, какие трудности и тяготы приходилось преодолевать труженикам, жившим в ту тяжелую, полную трудностей эпоху.
Современники отмечали высокие нравственные качества Ярошенко, его принципиальность. Неудивительно, что он использовал свой талант для такой благородной цели, как донесение до общества бедственного положения рабочих.
На лице работника написано полное равнодушие в сочетании с каким-то дорогим упрямством. Понятно, что сейчас он устал, но когда отдохнет, то пойдет до конца и волю его не сломить. И воспитанные и состоятельные зрители, которые сейчас наслаждаются этим полотном, еще увидят, еще почувствуют это неослабевающее давление.
Отблески языков пламени видны на кирпичной стене и наводят на мысли об аде. Об аде, в котором живут рабочие. Об аде, уготованном их мучителям.
Только запредельная усталость препятствует проявлению скрытых в душе кочегара волевых качеств. Ведь больше всего он похож не на адского мученика, а на черта, уставшего от своих обязанностей и выделяющего минутку на отдых.
Другие картины Ярошенко
Жизнь везде
Портрет художника Ге
Портрет актрисы Стрепетовой
Студентка
На качелях
Цыган
Погребение первенца
Эльбрус в облаках
В теплых регионах
Шат-гора (Эльбрус)
Заключенный
Сестра милосердия
Студент
Завершенный
Девочки с письмом