Описание картины:
Голландский художник Геррит ван Хонтхорст (1590-1656) учился живописи в Риме в первой половине 1610-х годов, когда слава недавно умершего Караваджо была в самом разгаре. Поэтому его полотна отмечены влиянием, которое оказало на него искусство мастера. Оно проявлялось и в выборе темы (в молодые годы Караваджо любил изображать музыкантов), и в живописном решении сцены, характерном для его уже зрелого творчества.
На этой картине в комнате, освещенной падающим откуда-то сверху лучом света, изображена компания, собравшаяся вокруг стола: нарядно и даже вычурно одетый музыкант играет на виоле да гамба, а юноша и девушка поют, держа в руках ноты в руках. Артист подарил участникам импровизированного концерта самые разные эмоции: музыкант серьезно смотрит на певцов, юноша полностью погружен в песню, девушка сосредоточенно смотрит на ноты, на ее лице печать вдохновения, а старуха, увиденная сзади, вероятно, возьмет на себя обязательство.
Но Ван Хонтхорст не был бы голландцем, если бы не внес в полотно комический нюанс: девушка, прикоснувшись к песне, одновременно протягивает руку к уху юноши и пытается снять с него сережку, старушка, наверное, посоветует ей, как сделать по привлекательнее, и даже сумку приготовила. А причина, по которой музыкант так «озабочен лицом», состоит в том, что пресная компания устроила концерт только для того, чтобы ограбить бедолагу. Второй смысл, скрытый в обычной жанровой сценке, превращает картину в небольшой рассказ.