Описание картины:
Эта фреска — одна из тех, что созданы мастером для знаменитой Капеллы Бранкаччи. Действие заимствовано из одной из книг «Библии» — «Деяний апостолов». В нем используются моменты, рассказывающие историю жизни святого Петра. Сюжет повествует об эпизоде крещения неофитов, то есть новообращенных христиан, которое совершил святой.
Вокруг фрески на протяжении многих веков разгораются не только религиозные, но и искусствоведческие споры. С самого начала представителей церкви возмущал реализм в изображении человеческих тел, что противоречило популярной тогда готике, приветствовавшей легкие, бесплотные тела, вытянутые силуэты, закутанные в драпировки. Тела художника живые, осязаемые, слишком «телесные» для церковной росписи. Искусствоведы до сих пор спорят о полном владении фрески кистью мастера, но это не умаляет ее художественных достоинств.
На ней изображена группа людей, собравшихся у пруда для традиционного обряда крещения. В эпоху раннего христианства для этого использовались природные источники, и художник верно отразил эту тенденцию. Фон картины представлен остроконечными зеленоватыми горами, в традиционной манере мастера почти лишенными мелких деталей. Нагромождение нарисованных камней придает довольно статичной картине особую динамичность и выразительность.
На переднем плане группа людей, пришедших на церемонию. Они носят абстрактные одеяния, которые вполне можно отнести как к эпохе святого Петра, так и ко времени самого мастера. Мужчина, стоящий на коленях в воде с склоненной в молитве головой, принимает крещение из рук святого Петра. Многие любители искусства восхищаются изображением другого обнаженного юноши. Ему явно было холодно, и он ждал своей очереди в одной набедренной повязке. Его поза настолько выразительна, что отвлекает внимание от остальных изображений фрески.
Действие завершается и развивается мужчиной, который в толпе раздевается и готовится продолжить обряд крещения. Пошаговая последовательность действий, отраженная в действии, делает его активным и препятствует одностороннему, «плановому» восприятию фрески. Это создает своего рода временную цепочку, которая связывает прошлые события с настоящим и будущим.
Богатая и разнообразная цветовая гамма, мастерство исполнения человеческих фигур и драпировок, особый стиль и умение передать эмоции сделали фрески капеллы Бранкаччи мировыми шедеврами.
Другие картины Мазаччо
Мадонна с младенцем, Святой Анной и ангелами
Воскрешение сына Феофила
Изгнание из рая
Троица
Чудо со статером
Мадонна с младенцем
Распятие
Поклонение волхвов
Рождество
Триптих из Сан-Джовенале
Мадонна Кассини