Описание картины:
«Кружевница» — самая маленькая по размеру, но не идентичная по исполнению картина голландца Яна Вермеера. Это полотно не совсем обычное для его творчества и поэтому выделяется из всех работ художника. Несмотря на то, что образ голландских рукодельниц в то время был довольно популярной темой, у Вермеера было свое видение содержания и процесса работы.
На фоне абсолютно белой стены сидит девушка и склоняется над плетением. Она носит желтое платье с белым воротником. Гладкие, аккуратно уложенные волосы. Лицо опущено, но спокойствие и сосредоточенность видны одновременно. Рядом лежит книга, скорее всего Библия, одетая в дорогую ткань.
Все эти признаки, как и само рукоделие, говорят о том, что девушка добродетельна, скромна и трудолюбива. Чувствуется, что свою работу она делает с радостью и любовью. Она полностью поглощена своей профессией — кружевоплетением. В ее руках коклюшки, с помощью которых было создано знаменитое голландское кружево, известное во всем мире.
Можно предположить, что кружевница вовсе не служанка, а хозяйка или хозяйская дочь. Поскольку кружевоплетение было в XVII веке модным и прибыльным делом, девочек и женщин обучали этому мастерству с раннего возраста, и таким ремеслом они могли даже обеспечить себе приданое. Ведь кружево было на вес золота (в прямом смысле этого слова) и полностью приравнивалось к искусству, которое требовало от мастера фантазии, усидчивости и мастерства.
А ткацкий стол был дорогой и не очень простой конструкции — это было приспособление со столешницей в виде треугольника, которую можно было регулировать для облегчения шитья.
Что же такого необычного в этой картине Вермеера?
А то, что автор оценивает девушку в работе снизу вверх. В результате передний, как бы размытый край изображения с размытыми нитями на ткани гобелена, постепенно превращается в четкое изображение коклюшек, лежащей книги, подушечки для иголок, пальцев девушки, держащих предметы, и самой кружевницы. То есть в период барокко Вермеер в картине «Кружевница» использовал фокусировку и такой своеобразный прием, применяемый в оптике, как глубина резкости.
Возможно, и даже наиболее вероятно, художник использовал камеру-обскуру, этот простейший прибор, с помощью которого можно получать оптические изображения предметов. Но это не умаляет таланта и гениальности художника Вермеера. Ведь благодаря его научному подходу к живописи зритель видит яркое, очень реалистичное, как сказали бы сейчас – «объемное изображение предмета».
Другие картины Яна Вермеера
Дама на Деве
У свахи
Девушка читает письмо
Астроном
Молодая женщина с кувшином у окна
Аллегория веры
Женщина, взвешивающая жемчуг
Девушка с жемчужной сережкой
Комфорт
Любовное письмо
Географ
Офицер и улыбающаяся девушка
Бокал вина
Госпожа и горничная
Урок музыки