Описание картины:
Картина великого мастера эпохи Возрождения «Мадонна из Кастельфранко» держит сразу несколько рекордов. Во-первых, это единственная работа живописца, написанная в жанре алтарной живописи, во-вторых, это самая крупная работа, выполненная маслом по дереву. Наконец, самое приятное — «Мадонна» — единственный шедевр, авторство Джорджоне в котором не ставится под сомнение.
Известно, что Джорджоне написал картину по заказу Туцио Констанцио. Этот кондотьер (руководитель военного ведомства) мечтал поставить запрестольный образ в соборе Кастельфранко Венето в память о своем погибшем сыне. Герб внизу постамента, где Дева Мария сидит с младенцем, принадлежит семье Констанцио.
Глядя на любую картину, вы всегда поймете, в чем особенность того или иного шедевра. В представленной работе ответ лежит на поверхности — здесь Джорджоне полностью отошел от канонического написания «священного интервью» (так называется действие, изображающее Мадонну с Иисусом в кругу святых). Хотя многие исследователи склонны считать, что некоторые детали автор позаимствовал у алтарей учителя Беллини.
Мадонна восседает высоко на постаменте. У ее ног два героя — Святой Франциск и доблестный рыцарь в доспехах. Долгое время шли споры о том, кого изобразил Джорджоне в образе рыцаря. Высказывались предположения, что это св. Григорий, св. Либерал (покровитель Церкви), но в последнее время все больше ученых склоняются к мнению, что св. Никас опережает нас.
Пейзаж на этой картине хоть и не является доминирующим, но играет очень важную роль. Трон Мадонны находится на одном уровне с пейзажным фоном, как бы подчеркивая единство «идеального» и «реального» мира. Здесь все «дышит» гармонией и красотой.
До масштабных реставрационных работ 2002-2003 годов в Венецианской академии внешний вид самой известной картины Джорджоне оставлял желать лучшего. Множество ремонтов и неумелых реставраций изменили картину, так что в некоторых научных статьях можно встретить весьма нелестные отзывы о работе. В 1972 году с картиной случился еще один несчастный случай — ее украли прямо из собора, а вернули только через три недели после уплаты выкупа, оставив в заброшенном доме.
Сегодня легендарное произведение Джорджоне снова хорошо выглядит (после работавших над ним искусных реставраторов) и находится все на том же месте — в соборе Кастельфранко, но уже под более надежной защитой.
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Спящая Венера
Буря
Три философа
Лаура
Пожилая дама
Деревенский концерт
Поклонение волхвов
Блудница до Христа