Описание картины:
Искусствоведы любят сравнивать эту картину с работами других мастеров эпохи Возрождения, и особенно с работами Филиппо Липпи. Этот художник был одним из учителей Боттичелли, и неудивительно, что некоторые стилистические черты он перенял у своего наставника. Это видно по филигранному изображению драпировки платья и плаща — очень реалистичные изгибы (как известно, именно Липпи повел ренессансную живопись по пути натурализма и реализма). Изначально представленная работа и вовсе приписывалась Липпи, но более поздние исследования все же доказали авторство Сандро «бочки». Но игра света и тени на картине роднит Боттичелли с другим мастером — Антонио дель Поллайоло.
На произведении изображен популярный библейский сюжет – Мадонна, держащая на руках Спасителя. Рядом с Иисусом два ангела, которые помогают Марии держать сына. Лица всех героев печальны и серьезны – они знают, какая трудная и великая судьба уготована малышке. Мадонна нежно прикасается к ножкам ребенка, а сам младенец очень пристально и с некоторой заботой смотрит на мать. Его лицо на самом деле отражает серьезное выражение лиц ангелов.
На заднем плане мы видим мраморный парапет. С бруствера открывается вид на Hortus conclusus, или «Запретный сад». Это символическое обозначение Девы Марии было популярно с 1400-х годов в живописи и литературе. Канонический образ Hortus conclusus представляет Марию с младенцем в саду за высокой оградой, тогда как Боттичелли вывел героев на передний план и «превратил» высокую ограду в геометрический парапет. Hortus conclusus — символ девственности Мадонны.
Строгая композиция и застывшие персонажи напоминают зрителю о строгости икон, но следование законам перспективы, благодаря которым Мария с младенцем и ангелами вынесены вперед, заставляет воспринимать их как неких реальных персонажей.
Известно, что Боттичелли вырос в очень религиозной семье, что не могло не сказаться на его личности, а следовательно, и на его творчестве. Большое влияние на мастера оказали проповеди Савонаролы. После казни Боттичелли никогда не писал обнаженных тел.
На духовное развитие художника повлияли и его Мадонны. Представленная Мадонна по-прежнему просвещенна и возвышенна, но более поздние творения Боттичелли на этот сюжет показывают разочарование в стремлении обрести вечную красоту. Поздние мастера Мадонны бледны, бескровны, с глазами, полными слез.
Другие картины Сандро Боттичелли
Поклонение волхвов
Наш
Рождение Венеры
Наказание со стороны Кореи, Датана и Авирона
Алтарь Сан-Марко
Афина и Кентавр
Объявление
Ужин Настаджио у Онисти
Венера и Марс
Мадонна дель Магнификат
Портрет Симонетты Веспуччи
Мадонна с книгой
Портрет Данте
Клевета
Таинственное Рождество
Святой Себастьян
Мадонна с младенцем
Благовещение Честелло
Мадонна с младенцем и ангелом
Сопротивление
Портрет молодой женщины
Портрет неизвестного с медалью
Плачь о Христе
Возвращение Джудит
Мадонна во славе
Пьета
Бездна ада