Описание картины:
Рогир ван дер Вейден после возвращения из Италии пишет несколько произведений по заказу итальянской знати. Считается, что этот алтарь был расписан для правителей Флоренции — рода Медичи, покровителями которых являются святые Косма и Дамиан.
Действие необычное, потому что в начале 15 века художники очень редко писали картины на тему разговора. Перед нами одно из таких изображений — Мадонна с младенцем в окружении святых.
Слева в оливково-зеленом одеянии стоит апостол Петр, держа в руках большие серебряные ключи с замысловатым желобком. Он уже не молод, седые волосы и борода обрамляют смуглое лицо, живые глаза сияют мудростью. Петр внимательно слушает рассуждения Иоанна Крестителя, стоящего рядом с ним в багряной ризе. Темно-каштановые волосы святого подчеркивают его изможденное лицо, обветренные скулы и темные тени вокруг опущенных глаз. Но на его лице можно прочитать твердую уверенность в его словах. В доказательство своей невиновности он указывает на строки священной книги, которую бережно держит и прикрывает рукой плащ.
А в правой части картины — целители, святые Дамиан и Косма, которые участвуют в беседе. Они одеты в костюмы богатых горожан эпохи Возрождения, а предметы, которые они держат в руках: стеклянный сосуд, ящик с лекарствами, ланцет, указывают на их профессию.
Между ними, под открытым навесом шатра на мраморных ступенях, стоит Мадонна, кормящая младенца. Светло-голубой цвет плаща подчеркивает хрупкую красоту и нежное сияющее лицо молодой женщины. Она любуется малышом и нежно обнимает его.
Возвращаясь к готическим традициям, живописец оставляет фон в золоте. При этом он использует множество оттенков сочных, ярких красок, наполняющих образ светом, легкостью и радостью.
Но, как и любой запрестольный образ, он также содержит множество символов: цветы лилии и ириса, знаменующие чистоту и непорочность Мадонны, тонкие нимбы над святыми как знак благодати, и книга, говорящая о божественном слове.
И любопытная деталь на невысокой мраморной стене — герб Флоренции со стилизованной лилией, которая встречается и на гербе семьи Медичи.
Картина не оставляет равнодушным, чувствуется теплота и искренность, с которой художник ее написал.
Другие картины Рогира ван дер Вейдена
Положение в гробу
Мария Магдалина
Портрет дамы
Снятие с креста
Мадонна в красном
Алтарь «Семь Таинств»
Алтарь Святого Колумба