Описание картины:
Представленный образ входит в знаменитый цикл Николая Рериха «Знамена Востока», который он создал, совершив удивительное по сложности и объему путешествие по Востоку. Помимо Мухаммеда, художник в этой серии вспомнил Конфуция, Будду, Моисея, Йенно Гуйо Дья, Нагарджуна, Лао-Цзы и других известных исторических личностей. Серия служит визуальным воплощением попытки Рериха понять сущность выдающихся деятелей, а также дух народа, которому они принадлежали.
Мухаммед – центральная фигура в исламе. Именно он подарил миру Коран, получив откровение от Аллаха. Свою картину Рерих решил посвятить истории, когда Магомет увидел у горы Хира ангела Джибрила (Гавриила). В своем путевом дневнике Рерих описал идею произведения: ангел сообщает Магомету правду и сообщает ему, что ему уготована роль посланника Бога.
Сначала Рерих сделал набросок карандашом, в котором главным элементом были клубы дыма, из которых выступает невесомая, неустойчивая фигура Джабриля. Именно это и стало основным зерном готового полотна – ангел, указывающий на избранный характер героя. Рерих изображает Мухаммеда спиной к зрителю и это не художественный прием, а дань исламской религии, которая запрещает изображать лик пророка.
Пейзаж привлекает внимание своей выразительностью: кажется, что здесь обилие скал, горных уступов, но здесь отчетливо чувствуется звенящая тишина. Словно все замерло, осознав судьбу происходящего.
Колорит картины характеризуется теплыми, нежно-розовыми тонами, преобладает солнечно-желтый. Автор работает с крупными плотными пятнами цвета. Известно, что с определенного момента Рерих отказался от масляной краски, отдав предпочтение темпере, поскольку последняя обладает большей яркостью и не темнеет со временем.
Техника Рериха прозрачна и понятна — четкие линии без рефлекторных переходов, размашистый, наполненный мазок без рывков. Произведение раскрывается перед зрителем со всей ясностью замысла, стирая временные, религиозные и культурные границы.
Именно на Востоке Рерих нашел подтверждение своей главной мысли о неразрывной связи всего человечества. Он отверг расхожее мнение об обособленности, одиночестве и даже удаленности Востока и Азии. Рассказать о мире, который так пленил его, объяснить, что все взаимосвязано, Рерих пытался единственным доступным ему способом — через искусство. И ему многое удалось. С интересом и умилением смотрим ли мы, представители христианской веры, на Мухаммеда, получающего священную весть от Бога: «Мухаммед — ты посланник Божий!»…
Другие картины Николая Рериха
Прокопий Справедливый
Конфуций праведник
Пантелеимон Целитель
Голубые виски
Победоносный Будда
Мост Славы
Ангел последний
Тьма горит
Небесная битва
Иностранные гости
Капли жизни
Преподобный Сергий Радонежский
Повелитель ночи
Мать мира
И мы работаем