Описание картины:
У Франса Хальса живой и легкий стиль. Возможно, поэтому ему особенно удавались портреты простых людей — уличных музыкантов, пьяных крестьян, трактирщиков, праздных гуляк, пьяниц, цыган и рыбаков. Ему нравится их веселое отношение к жизни, простота и живость чувств.
Одно из характерных, ярких и высокоэмоциональных произведений Хальса — знаменитая «Малле Баббе», ставшая самой узнаваемой картиной художника.
По обнаруженным документам известно, что эта женщина действительно жила в Харлеме, содержала трактир, а в 1653 г была отправлена то ли в тюрьму, то ли в исправительное заведение, то ли в монастырь.
Но талант Хальса выражается в том, что он умеет отвлечься от внешности своего персонажа (разумеется, не теряя своего сходства) и изображает внутреннюю суть, его энергию, его влияние своей энергией на окружающих и на сам художник.
Барбару Клаас (Малле Баббе) в Харлеме называли ведьмой и считали колдуньей. Что ж, судя по портрету, она вполне оправдывала такое прозвище.
Сова, сидящая у нее на плече, и кувшин с вином в руке придают ей вид какой-то морской пиратки, не боящейся ничего на свете. В полной мере раскрывается перед зрителем характер хозяйки таверны – колючий, бесшабашный, своенравный, но удивительно привлекательный и даже покоряющий своей силой и необычностью.
При лукавом взгляде большой рот растягивается в устрашающую ухмылку. Добавьте к этому демонический смех — хриплый и зловещий, — и вот «Гарлемская ведьма» во всей красе.
Черты лица совсем не женские. Легче представить Малла Баббе компаньоном и собутыльником в компании посетителей его заведения, чем стражем очага.
Мастерство кхала выражается и в манере исполнения – размашистой и уверенной. Как легко представить себе автора картины за работой, его быстрые и свободные движения кисти, штрихи, стремящиеся уловить ускользающие мгновения мимики или особенно характерной внешности. При таком стиле письма может показаться, что работа создаст ощущение незавершенности, но это не так – портрет невероятно гармоничен.
И благодаря зоркому глазу художника, его таланту перед зрителем предстает красочная, зрелищная и яркая жанровая сцена из жизни сельского населения. Гениальность Хальса в том, что зритель останавливается и пристально смотрит на этого пугающе безобразного, до жути веселого старого трактирщика, на плече которого сидит соловей.
Другие картины Франса Хальса
Портрет молодого человека
Кавалер Рамп и его девушка
Мужской портрет
Портрет Джаспера Шейда
Банкет для офицеров роты Святого Георгия
Банкет для офицеров роты Святой Адрианы
Стрелы Гильдии Святой Адрианы
Регенты Гарлемской богадельни
Регенты Гарлемской богадельни
Портрет пожилой дамы
Цыган
Поющие мальчики
Хороший компаньон
Смеющийся мальчик
Смеющиеся кавалеры