Описание картины:
Представленная картина Микеланджело Буонарроти начала писаться в 1497 году, но так и не была закончена. Название, данное автором своему произведению, — «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами». Впервые произведение было показано публике только в 1857 году в Манчестере, в связи с чем и получило распространение другое название картины — «Мадонна Манчестерская».
Сегодня считается, что автор создал эту Мадонну в свой первый римский период, но на протяжении многих веков авторство Микеланджело считалось сомнительным. Приверженцы авторства великого мастера Возрождения указывали на тематическое отголосок «Манчестерской Мадонны» с фреской в церкви Пьеро делла Франческо в Ареццо. Но только в 2017 году благодаря химическому анализу краски с картины ученым удалось доказать безусловное авторство Микеланджело.
Центральной фигурой произведения является Богородица. Образ ее скульптурен, взгляд печальен, веки опущены. Микеланджело обнажает ее грудь, показывая тем самым, что она недавно накормила Иисуса. В руках Мадонны книга (один из иконографических канонов) и это Исайя, глава 53. Богородица знает о печальной, но великой судьбе Своего сына. Маленький Иисус тянется к книге, но Мадонна старается не тянуться к раскрытым страницам, словно пытаясь защитить свое дитя.
Действие в картине таково: Дева Мария с Иисусом встречает Иоанна Крестителя на пути в Египет. Он тот, кого мы видим рядом с младенцем – сын Божий. Два пухленьких мальчика одного возраста.
Справа две юношеские фигуры – это ангелы, читающие свиток («Се Агнец Божий»). Свиток также сообщает им печальную весть о печальном будущем Сына Божия.
Микеланджело намеренно оставляет лаконичный фон — плоское небо. Это должно было подчеркнуть скульптурный характер произведения. На самом деле по своему внешнему виду он очень похож на барельеф. Особенно узнаваема драпировка одежды, характерная для живописца и скульптора, достаточно вспомнить его «Пьету» или «Святого Павла».
Из нововведений Микеланджело в создании образа — отсутствие престола Богоматери и крыльев ангелов. Кого-то может удивить черный наряд Богородицы и напрасно — в окончательном варианте Богородица должна была быть облачена в богато украшенное сине-лазурное одеяние, но автор не успел его доделать, просто как и фигуры двух других ангельских героев слева от изображения.
Другие картины Микеланджело Буонарроти
Обращение апостола Павла
Страшный суд
Положение в гробу
Мадонна Дони
Ливийская Сивилла
Сотворение Адама
Всемирный потоп
Персидская сивилла
Мучения святого Антония
Распятие Петра
Кумская Сивилла
Дельфийская Сивилла
Эритрейская сивилла
Пророк Даниил
Пророк Иезекииль
Пророк Иеремия
Пророк Захария
Пророк Иоиль
Пророк Исаия