Описание картины:
Это изображение является одним из самых необычных изображений Иисуса Христа. В обычном, традиционном стиле смерть Сына Божия изображалась деликатно, без натуралистических признаков, а иногда даже патетически, возвышенно. В той же картине — обнаженный реализм, раскрывается жестокая правда смерти — уродливого трупа, начавшего разлагаться.
В отличие от многих других работ на полотне Гольбейна, Христос предстает перед нами не сверхсуществом, а обычным человеком. Он, как и все, смертен, и только тогда его дух победит тьму, воспарит и подарит миру чудо воскрешения.
На теле мертвого Христа видны следы пыток и побоев. Его черты искажены смертными страданиями, рот искривлен, кожа смугла. Это не «мраморное» или «фарфоровое» тело божества, которое традиционно изображают на религиозных полотнах. Это плоть человека, избитого и замученного за свою веру.
Многие исследователи видят в этом недоверие Гольбейна. Но художник вполне мог использовать такой художественный прием, чтобы подчеркнуть божественную природу Христа, сумевшего покинуть свое истерзанное бренное тело и вознестись духом к небу, воскреснув в живом виде. Это вполне возможно, ведь предполагается, что картина была частью алтаря. Возможно, не дошедшие до нас элементы полотна завершили общее впечатление и изменили смысловую направленность основной части.
Невероятная реалистичность картины объясняется тем, что картина выполнена с натуры – художник изобразил Иисуса из утопленника, взятого с Рейна. Именно этим фактом можно объяснить наличие травм и кровоподтеков на теле. Мертвый натурщик невольно давал мастеру реальный материал для создания предельно реалистичного и оттого особенно страшного образа насильственной жестокой смерти.
Еще одной особенностью картины, делающей ее оригинальной и необычной, является горизонтальное расположение узкого вытянутого полотна. Создается впечатление, что зритель видит тело, помещенное в прозрачный гроб, что еще больше усиливает мрачное впечатление от полотна.
Признаки смерти и тления подчеркнуты темной, мрачной цветовой гаммой картины. Он выполнен в серо-коричневых тонах, единственным светлым элементом является ткань набедренной повязки Христа и полотно, на котором лежит его тело. От тела не исходит никакого свечения, как на других картинах, только смерть и разложение.
По произведенному на зрителей эффекту эту картину можно сравнить с другим великим произведением на ту же сложную тему — «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи. Но в отличие от работы итальянского художника, на полотне Гольбейна Христос бесконечно одинок — рядом с ним нет ни родственников, ни последователей.
Другие картины Ганса Гольбейна
Двойной портрет
Портрет французского посла
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла
Автопортрет
Послы
Портрет Кристины Датской
Портрет купца
Портрет Генриха VIII
Портрет Эразма Роттердамского
Портрет Томаса Мора
Дармштадтская Мадонна