«Мёртвый Христос в гробу», Ганс Гольбейн — описание картины

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Автор: Ганс Гольбейн Младший
Музей: Художественный музей, Базель
год: 1521-1522

Описание картины:

Мертвый Христос во гробе — Ганс Гольбейн. 1521-1522 гг. Холст, масло. 30,5 х 200 см

Это изображение является одним из самых необычных изображений Иисуса Христа. В обычном, традиционном стиле смерть Сына Божия изображалась деликатно, без натуралистических признаков, а иногда даже патетически, возвышенно. В той же картине — обнаженный реализм, раскрывается жестокая правда смерти — уродливого трупа, начавшего разлагаться.

В отличие от многих других работ на полотне Гольбейна, Христос предстает перед нами не сверхсуществом, а обычным человеком. Он, как и все, смертен, и только тогда его дух победит тьму, воспарит и подарит миру чудо воскрешения.

На теле мертвого Христа видны следы пыток и побоев. Его черты искажены смертными страданиями, рот искривлен, кожа смугла. Это не «мраморное» или «фарфоровое» тело божества, которое традиционно изображают на религиозных полотнах. Это плоть человека, избитого и замученного за свою веру.

Многие исследователи видят в этом недоверие Гольбейна. Но художник вполне мог использовать такой художественный прием, чтобы подчеркнуть божественную природу Христа, сумевшего покинуть свое истерзанное бренное тело и вознестись духом к небу, воскреснув в живом виде. Это вполне возможно, ведь предполагается, что картина была частью алтаря. Возможно, не дошедшие до нас элементы полотна завершили общее впечатление и изменили смысловую направленность основной части.

Невероятная реалистичность картины объясняется тем, что картина выполнена с натуры – художник изобразил Иисуса из утопленника, взятого с Рейна. Именно этим фактом можно объяснить наличие травм и кровоподтеков на теле. Мертвый натурщик невольно давал мастеру реальный материал для создания предельно реалистичного и оттого особенно страшного образа насильственной жестокой смерти.

Еще одной особенностью картины, делающей ее оригинальной и необычной, является горизонтальное расположение узкого вытянутого полотна. Создается впечатление, что зритель видит тело, помещенное в прозрачный гроб, что еще больше усиливает мрачное впечатление от полотна.

Признаки смерти и тления подчеркнуты темной, мрачной цветовой гаммой картины. Он выполнен в серо-коричневых тонах, единственным светлым элементом является ткань набедренной повязки Христа и полотно, на котором лежит его тело. От тела не исходит никакого свечения, как на других картинах, только смерть и разложение.

По произведенному на зрителей эффекту эту картину можно сравнить с другим великим произведением на ту же сложную тему — «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи. Но в отличие от работы итальянского художника, на полотне Гольбейна Христос бесконечно одинок — рядом с ним нет ни родственников, ни последователей.

Другие картины Ганса Гольбейна

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Двойной портрет

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет французского посла

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет сэра Ричарда Саутуэлла

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Автопортрет

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Послы

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет Кристины Датской

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет купца

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет Генриха VIII

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет Эразма Роттердамского

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет Томаса Мора

«Мертвый Христос во гробе», Ганс Гольбейн — описание картины

Дармштадтская Мадонна

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий