Описание картины:
Эта картина по праву считается лучшей из картин Федора Антоновича Бруни на религиозную тему. Художник работал над ней почти два года. Строгая цветовая палитра, виртуозная манера письма, выверенная композиция – все это позволило мастеру в полной мере раскрыть тему жертвенности и одиночества.
Известная библейская история: в последнюю ночь перед арестом Иисус Христос пришел помолиться в Гефсиманский сад, уже зная, что его ждет утром. Он стоит на коленях рядом с большим камнем. Первая молитва окончена, и в небе перед ним появляется чаша, символ грядущих страданий, из которой он должен добровольно испить. Золотой, потусторонний свет исходит от нее, окутывая мягким сиянием одинокую фигуру Спасителя, отделяя его от окружающей действительности.
Все вокруг растворяется во мраке ночи, но под льющимся светом светлеют лиловые, ярко-розовые и красные оттенки хитона, ткань глубоких складок ниспадающего с плеча плаща переливается глубокими синими полутонами.
Иисус вопросительно поднимает глаза на чашу, все еще полный беспокойства и страха, ожидая ответа на свою молитву. Лицо его печально, но отчаяние отступает, к нему уже возвращаются вера и покой. Иисус осознает свое мученичество и готовится смиренно принять волю Божью. Хрупкие руки спокойно лежат на камне, и становится ясно, что Христос достиг внутреннего покоя и перестал бояться испытаний. Все замерло, только бледная луна напоминает о том, что жизнь продолжается и скоро наступит утро.
В картине нет ни одной случайной детали, все они подчинены одному и тому же замыслу. Позади Спасителя сухая терновая ветвь, символизирующая смерть, а впереди живет зеленый плющ, символ вечной жизни. Пробивается молодая трава и говорит нам о воскресении.
Картина удивляла современников художника, ее неоднократно пытались повторить. Несмотря на трагичность акции, мы покидаем ее с чувством веры и светлой надежды в душе.
Другие картины Бруни
Медный шланг
Смерть Камиллы, сестры Горация
Богородица и младенец в розах