Описание картины:
Картина относится к карельскому периоду творчества художника, когда он путешествовал по северу России и другим странам. На полотне изображено одно из чудес природы – северное сияние, яркие вспышки, освещающие горизонт долгой северной ночи. Но на этом изображении это чудесное явление показано не только как проявление силы природы. Имеет метафорическое значение – это символ духовного очищения и просветления.
На эту мысль наталкивает изображенная в одном из углов картины небольшая часовня, наполовину скрытая могучими северными соснами. Такие часовни строились в православных монастырях и скитах, которых на Русском севере было очень много. Верующие сознательно избрали эти наковальни для служения Богу, так как ничто в них не отвлекало их от духовного очищения и преображения.
Картина выполнена в холодных сине-голубых тонах, что еще больше подчеркивает ее северное «происхождение». Несмотря на почти монохромную палитру, изображение совершенно не кажется однообразным или скучным. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть небольшие вкрапления зеленоватых и желтоватых тонов в северном сиянии, а также крупинки малинового и розового цвета на склоне, где расположена часовня. Все это придает холсту объем и подчеркивает привлекательность выбранной художником прохладной сине-голубой серии.
Прохладные цвета словно переливаются на холсте, создавая трехмерный эффект присутствия и прекрасное чувство сопричастности. Это полотно заставляет задуматься, погрузиться в себя, ощутить единство с миллионами умерших предков.
На противоположной стороне часовни виден силуэт, напоминающий православного чернокожего монаха в раздвоенном животе и длинном одеянии. В нем нет узнаваемых индивидуальных и отличительных черт, это собирательный образ всего монашества, искупающего грехи человечества своей подвижнической жизнью. Есть сведения, что писатель Всеволод Иванов знал, что Рерих в образе монаха изобразил самого почитаемого святого православной религии — Сергия Радонежского. Его считают заступником, защитником Руси, духовным наставником и учителем.
Фигура монаха помещена на вершине темного склона. За ним простирается обширный залив холодного моря с затонувшими берегами и глубокими бухтами. На заднем плане невысокие холмы далеких островов. И над всем этим покоем царит сверкающее и переливающееся великолепие северного сияния.
Другие картины Николая Рериха
Прокопий Справедливый
Конфуций праведник
Мохаммед на горе Хира
Пантелеимон Целитель
Голубые виски
Победоносный Будда
Ангел последний
Тьма горит
Небесная битва
Иностранные гости
Капли жизни
Преподобный Сергий Радонежский
Повелитель ночи
Мать мира
И мы работаем