Описание картины:
Перед вами одна из самых значительных портретных работ Мемлинга. Это бюст сурового мужчины средних лет. Художник дает это максимально близко, масса туго завитых темных волос почти касается краев картины; создается впечатление, что голова изображаемого вплотную придвинута к воображаемой плоскости, отделяющей мир изображения от мира зрителя. Художник (и следующий за ним зритель) внимательно рассматривают широкие черты широкого лица с близкого расстояния, отмечая характерную форму губ, правильные складки вокруг рта и на переносице, неподвижную, неподвижную появление.
Как и многие лучшие голландские портреты того времени, картина с поразительной силой убедительности передает физическое существо: изображенное лицо «существует», оно здесь «присутствует», и его образ менее всего можно назвать «тенью» жизни», как часто называли искусство в старину. Сложенные пальцы свидетельствуют о том, что картина когда-то служила крылом диптиха: другое крыло было занято какой-то религиозной сценой, и лицо на портрете как будто молилось ей. Во времена Мемлинга такие диптихи были широко распространены. На обратной стороне доски, на которой написан портрет, изображен герб заказчика, но попытки определить имя лица, которому он принадлежал, до сих пор остаются безрезультатными.
За плечом неизвестного на картине Мемлинга виднеется тонкий далекий пейзаж. Природа, ее определенная красота, ее особая жизнь — все это привлекало внимание голландских живописцев с начала 15 века, со времен ван Эйка, но оставалось в их произведениях не главным мотивом, а второстепенным — мотивом фон библейской сцены или портрета.