Описание картины:
Картина из Гента — одна из трех, написанных Босхом под тем же именем. В ней использован классический мотив живописи того времени — Крестный путь Христа на пути на Голгофу. Но эта широко известная сцена представлена Босхом с особой позиции и только в присущей ему манере.
Картину можно назвать коллажем из картинок, причем картин безобразных, даже отвратительных и чудовищных. На ней нет ни свободного пространства, ни какой-либо перспективы, просто плоскость, плотно заполненная головами персонажей и какими-то деталями.
Почти в центре картины помещена голова Христа с большим тяжелым крестом из цельного дерева на плече. Это смысловой центр произведения, фокус, на который устремлены все взгляды. Но сам Иисус Христос не хочет смотреть на окружающий его отвратительный мир с подлыми, уродливыми людьми, желающими только его смерти. Он изображен с закрытыми глазами, и это глубоко символично, вполне в духе Босха.
Еще одно нормальное человеческое лицо, резко выделяющееся на фоне гротескных чудовищ, — Святая Вероника. Хотя этого персонажа как такового нет в Библии, а имя ее появилось лишь в результате ошибки перевода, Вероника и ее легендарные плиты с чудотворным образом хорошо вошли в христианскую мифологию. По преданию, эта добрая женщина дала страдающему Христу, идущему на Голгофу, чистый платок, чтобы он вытер пот. Оно чудесным образом покинуло светящееся лицо Иисуса, что явилось доказательством его божественного происхождения.
На картине святая изображена в углу, она отвернулась от Христа и нежно улыбается, держа платок с изображением Спасителя, Который в православной традиции именуется Спасом нерукотворным. Она одна, как сын божий, имеет нормальное человеческое лицо.
Остальные, которые столпились вокруг, — жуткие уроды. Понятно, что художник хотел показать, что внутреннее уродство этих людей отражается в их ужасной, непривлекательной, даже отталкивающей внешности. Это картина торжествующего зла, жестокости, ненависти, мелочных, жалких и ничтожных чувств, переполняющих этих маленьких людей, не понимающих истинного величия и величины жертвы, принесенной Христом.
На Голгофе были распяты три человека. Двое других — грабители, приговоренные к смертной казни. Один из них, с серым лицом, в смятении перед грядущими мучениями, а другой — злобное существо, агрессивно огрызающееся на столь же противных конвоиров. Уникальная подача классического религиозного мотива характерна для необычного творческого пути Босха, делает картину узнаваемой.
Другие картины Иеронима Босха
Перевозка сена
Смерть и жадность
Корабль дураков
Сад земных наслаждений
Страшный суд
Скупая смерть
Искушение святого Антония
Семь смертных грехов
Ад
Путешествие к Эмпиреям
Блудный сын
Добывает Камень Глупости
Поклонение волхвов
Фокусник
Концерт в яйце