Описание картины:
Эта замечательная картина норвежского художника-импрессиониста Фрица Таулова предназначена специально для русской культуры. Именно с нее началась любовь к европейскому изобразительному искусству известного коллекционера Михаила Абрамовича Морозова, который до этого покупал только произведения русских художников. Но «Ночь» зацепила мецената и стала одной из первых картин, приобретенных в Европе. Сегодня она находится в Эрмитаже.
Почему выбор Морозова пал именно на нее? За границей в то время был расцвет импрессионизма, и французы считались лидерами в этом стиле. Когда смотришь на полотно «Ночь» и анализируешь его, понимаешь, что у Таулова был какой-то свой импрессионизм, с национальным колоритом, с личным вкладом.
Художник здесь не отходит от реалистического изображения, а обогащает его световыми и природными эффектами — мерцанием ночного неба, зеркальными лужами и отблесками в них света от окон, разбитой санями и телегами колеей. Только грязная вода Таулова от растаявшего снега может получить такое поэтическое прочтение!
Неприметное место без помпезных зданий и знаменитых достопримечательностей полно очарования. Сам Таулов считал такие «камерные» пейзажи лучшими в своем творчестве.
Композиция картины переносит зрителя вглубь, куда недавно ездили одинокие сани. Лошадь уныло склонила голову и послушно остановилась, чтобы пропустить пассажира. И мы видим фигуру всадника, направляющегося к двери, из-за которой исходит теплый притягательный свет.
И снова Таулов смог окунуться в любимые лейтмотивы — воду и снег. И пусть от воды будут только лужи, а от снега растаявшая колея. Художник поэтизирует происходящее и заставляет чувствовать красоту даже в самом бросающемся в глаза. Неудивительно, что Бенуа считал Таулова вторым после Моне.
Другие картины Фрица Таулова
Здание завода рядом с замерзшей рекой
Речной пейзаж
Старая церковь у реки
Дом на краю побережья
На Большом канале в Венеции
Река
Водяная мельница