Описание картины:
Здесь Микеланджело изобразил сцену обращения святого Павла. В Новом Завете рассказывается, как иудей Савл, гонитель христиан, отправился на их поиски, чтобы привести в Иерусалим и там наказать. Три дня Савл ослеп и был исцелен словом Божиим через своего ученика, после чего крестился и вскоре стал апостолом Павлом.
Микеланджело изобразил момент, когда Господь проливает семя на своего будущего преемника, и он, ослепленный, падает с коня на землю. Земля, как бы рассматриваемая художником сверху, выглядит приподнятой, к тому же поверхность слегка наклонена влево, и создается впечатление, что главный герой продолжает падать. Но в то же время отчаянный жест поднятой руки говорит о том, что Саул готов подняться и отправиться в новую жизнь. Люди вокруг него напуганы, кто-то убегает, кто-то прячется за щитом от ослепляющего небесного сияния, кто-то сдерживает вставшего на дыбы коня, кто-то бросается на павших. При этом здесь все словно застыло — так бывает, когда яркая вспышка света выхватывает изображение из темноты. Сочетание динамики и статики придает изображению особую напряженность. Некоторые фигуры, как, например, приведенные ниже, обрываются краем фрески, и кажется, что происходящее продолжается за его пределами. Кроме того, Микеланджело вводит в композицию пейзаж, увиденный с неба, что придает сцене космический масштаб.
Фреска «Обращение Савла» — одно из последних «живописных» произведений Микеланджело. По заказу папы Павла III великий мастер эпохи Возрождения украсил Апостольский дворец в капелле Паолины в Ватикане, после чего Микеланджело окончательно отказался от живописи и полностью погрузился в архитектурные проекты.
Фреска с множеством фигур выразительна и мощна. Главный герой произведения – Саул. Это известный ненавистник и гонитель христиан. Беспощадный вождь собрал грозный отряд, чтобы навсегда изгнать праведников с их земли. В нижней части фрески изображены только воины Саула. Сам лидер выбит из зала и лежит на земле. Смирившись, он обратил взор свой вверх, ибо оттуда Савл услышал голос Иисуса.
Гневом горит взор Бога-Сына, знавшего, как беспощадно поступал Савл с христианами. Но Иисус позволяет подопечному сбежать. Наблюдатель видит, как люди из отдела бегают и растерянно оглядываются. Некоторые просто прячутся от слепящего света, льющегося с неба, не в силах понять, что происходит. Один из воинов пытается остановить испуганную лошадь Саула — она в середине картины, мы видим только крест и хвост. Но конь мчится прочь, разбрасывая воинов на своем пути, только усугубляя хаос.
Визуально и композиционно образ делится на две части: небесный мир и земной. Земной мир повествует о поражении войска, а небесный показывает отряд Иисуса — это ангелы в алых, бирюзовых или зеленых одеждах. Ангелы наблюдают за развитием действия: гонитель Савл, потерпевший поражение и видевший самого Иисуса, наконец-то поверит в него. Знаменитая религиозная история в исполнении Микеланджело визуализирована с высокой степенью реалистичности. Фреска очень динамична, эмоциональна и повествовательна. Как иначе мастер, которого при жизни называли «божественным», мог рассказать религиозную историю»?!
К сожалению, в отличие от Сикстинской капеллы, Паолина закрыта для посещения. Эта часовня, расположенная недалеко от личных покоев Папы, имеет большое значение для Ватикана (коллегия кардиналов собирается здесь для молитв и наставлений перед конклавом), поэтому она недоступна для посетителей. Сегодня мы можем увидеть эту замечательную фреску только на репродукциях и рисунках. Есть также сильно поврежденный кусок картона, на котором Микеланджело сделал несколько набросков для солдат с левой стороны фрески.
Другие картины Микеланджело Буонарроти
Страшный суд
Положение в гробу
Мадонна Дони
Ливийская Сивилла
Сотворение Адама
Всемирный потоп
Персидская сивилла
Мучения святого Антония
Манчестер Мадонна
Распятие Петра
Кумская Сивилла
Дельфийская Сивилла
Эритрейская сивилла
Пророк Даниил
Пророк Иезекииль
Пророк Иеремия
Пророк Захария
Пророк Иоиль
Пророк Исаия