Описание картины Алексея Антропова “Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой”

Описание картины Алексея Антропова «Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой”

Портрет М.А. Румянцевой принадлежит к так называемой «галерее старух», написанной Алексеем Антроповым. Работа выполнена на холсте, масло. Дата написания 1764 год.

Художник запечатлел Марию Андреевну в легком халате, отороченном кружевом. Полуоткрытый подол атласного халата демонстрирует фирменный знак статс-дамы с портретом императрицы Елизаветы, выполненным в виде камеи среди россыпи бриллиантов. Преувеличенный размер статусного украшения подчеркивал высокое положение владельца в обществе.

Прическа

спрятан под красивой шапочкой.

Пожилая дама явно дворянского происхождения внимательно и спокойно смотрит на зрителя с полутемного полотна. На его губах легкая улыбка человека, который многое повидал за свою долгую жизнь. На самом деле Мария Андреевна Румянцева прожила долгую, очень интересную жизнь при дворе почти дюжины правителей России.

Блестяще образованная, юная грациозная красавица в молодости была замечена Петром I и на долгие годы стала его близким другом. Позже — искренняя дружба с Елизаветой Петровной, искреннее уважение к Екатерине Великой, большой авторитет при российском императорском дворе.

Художественные приемы написания полотна типичны для классической школы русского портрета. При этом есть два «фирменных» признака, по которым специалисты определяют авторство Алексея Антропова. Это, во-первых, использование металлического блеска серебристого оттенка, хорошо заметного в глазах женщины на портрете.

Вторая функция – специфическая техника письма. Художник использует сначала темные оттенки, а в завершающей фазе — светлый цвет. Обе техники использовались для создания образа Марии Андреевны Румянцевой, портрет которой уже несколько столетий вызывает восхищение знатоков русского искусства. Для этой работы характерен разборный стиль письма, где темный фон выполнен широкими мазками, а светлые части изображения мелкие, совершенно незаметные глазу.

Благородная дама на картине изображена в статичном состоянии, ее лицо предельно близко — настолько, что виден плотный слой красного и белого, наложенный в соответствии с модными придворными веяниями 18 века.

На данный момент полотно хранится в Государственном Русском музее, куда оно было передано Дмитрием Толстым в начале 20 века.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий