Художнику-самоучке удалось добиться признания и известности. Алексею удалось то, что не удавалось никому – из никому не известного юноши, родители которого не имели никакого отношения к творческой жизни, удалось прославиться, заслужить звание академика.
Одним из поздних портретов, написанных А. В. Венециановым, был портрет выдающегося историка Николая Михайловича Карамзина. Несмотря на то, что в Москве жили многие известные портретисты, Академия русского языка и словесности дала орден Алексею Венецианову.
В этот период художник уже перестал писать в романтическом стиле. Несмотря на то, что Венецианов не писал портреты не с натуры, заказ он принял. Причиной тому была личная симпатия к персоне Карамзина. Он был для Венецианова воплощением просвещения.
В библиотеке Венецианова было несколько произведений Карамзина.
Карамзин изображен на полотне реалистично. Даже не верится, что художнику Венецианову пришлось писать портрет по фотографии. Ему удалось передать мимику, чуть приоткрытый рот, спокойный взгляд. Карамзин предстает перед зрителями с присущими ему чертами лица.
Искусствоведы знают Алексея Веницианова не только как прекрасного портретиста, но и как художника, писавшего картины на тему деревенского быта и быта. Все полотна он расписал сухой краской. Работы отличаются максимальной достоверностью передачи света, тени, цвета. Работал пастелью, занимался литографией, писал статьи и заметки о творчестве.