Матисс – известный французский художник, лидер движения «Фауст», просуществовавшего всего двадцать лет, но оставившего странный след в истории. Фовизм родственен импрессионизму и доводит его до той крайней точки, когда форма перестает играть роль и начинает играть свои эмоции и краски.
Фовизм упрощает до крайности, не зацикливается ни на каких рамках. Легкая кисть, тонкие мазки, игра света и тени, яркие, порой кричащие краски — все это нужно исключительно для выражения эмоций. На картине Матисс с женщиной
это мог быть и зеленый нос, если бы он придавал ему выразительности, а на вопрос, почему он считает это приемлемым, если у женщин в жизни точно нет зеленых носов, он ответил: «Я не рисую женщину, я рисую картины”.
«Красная рыбка» не самая далекая от реалистичности его картина. На первый взгляд это даже кажется вполне понятным и нормальным. Аквариум, рыбки, цветы и зеленые листья, ничего необычного. Но стоит приглядеться, и оказывается, что у картины заметно нарушена перспектива. Зритель видит аквариум сбоку, как и ножку стола, а вот столешницу – сверху, иначе он не казался бы таким круглым.
Рыбки в аквариуме плавают по кругу — они красные, пучеглазые, с открытым ртом — и этот круг поддерживается и формой стола, и завитым ограждением оранжереи, и растениями, которые тоже образуют некое подобие круг. Краски картины достаточно мягкие, по сравнению с обычным буйством фовизма — почти приглушенные, а сама картина передает настроение и не рассказывает конкретного сюжета.
Образный зритель увидит в нем символическую бесконечность — что такое круг, как не это? — почувствовать лирический настрой художника, задумавшегося о том, что ничто не имеет ни начала, ни конца, и поместившего рыбок в аквариум, чтобы передать этот краткий момент озарения.