Период создания картины «Море. Крым» Архип Иванович Куинджи приходится на 1898 год. Работа художника напоминает стиль мариниста Ивана Айвазовского. Любовь к морскому бризу и волнам, пейзажам, которые утопают в голубых цветах радости и счастья. Автор стремится изучить воздушное пространство как элемент искусства, разобраться с его «откликом» на воздействие световых лучей. Архип Иванович открывает цветовые свойства воздушного пространства, изучает пульсацию невещественного воздуха.
Секрет
художник был творением истинной натуры, своей такой же яркой и чудесной. В таланте Куинджи заключалось острое колористическое видение: тонкое чувство градации световых горизонтов, придающее его шедеврам неповторимую красоту.
Пейзажист выделял морскую тему как одно из самых сложных направлений в мировой живописи. Куинджи усердствовал, чтобы не спугнуть игру волн, но не вполне удовлетворялся своими творениями. Выводом является его длительное пребывание на берегу Крыма — создание десятков зарисовок морского пейзажа. Композиции включали плавные мазки, стремящиеся к глазам зрителей возникающие волны. Морские зарисовки Куинджи проникнуты ощущением простора, виден воздух, что отождествляется с идеей впечатления.
Критика творчества Куинджи многогранна, но смысл в основном общий – художник, любящий море, больше жизни и свои чувства. Готовность создать индивидуальный мир у моря – главная задача Архипа Ивановича, он одержим минутами свободных голубых волн. Душа соединяется, и достигается долгий союз художника с морем. Эти моменты впечатлили многих искусствоведов в реальном времени и оставили глубокий умиротворяющий отпечаток в душе.