В пейзажах известного русского художника Архипа Куинджи сразу угадывается определенная стилизация, плавность, обособленность изображенных образов. Известна целая серия многочисленных видов вершины Эльбруса — «Эльбрус днем», «Эльбрус вечером».
Куинджи, как и многие другие импрессионисты, старался изобразить мельчайшие изменения состояния воздуха и природы в разное время суток (например, серия «Руанский собор» Клода Моне). Сериал возник, когда Куинджи посетил Кавказ в 1890 году. Он был в восторге
гора! И в каждой работе старался использовать разные приемы и приемы искусства.
Хотя отнюдь не импрессионистический подход играет здесь главную роль – цель художника – найти и создать идеальный, мощный образ природы, связанный со всем миром через гармонию.
Пик Эльбруса у Куинджи так связан с небом, как будто они связаны. Такой сакральный эзотерический подход и вообще «горная» серия мастера, как оказалось в дальнейшем, сильно повлияли на Николая Рериха, учившегося у него — те, кто знаком с творчеством Рериха, сразу найдут параллели.
Гора Эльбрус, вершина Кавказа, буквально горит и светится, озаренная лучами заходящего солнца. Ровные холодные тени окутывают подножье горы туманным зелено-оранжевым небом, сиреневыми облаками, в которых также отражаются бледно-розовые лучи.
В последние мгновения солнца, бросая свои лучи на вершины близлежащих гор и холмов на переднем плане, они уже медленно меркнут. Мы видим, как темнеет земля, но на некоторых участках еще можно увидеть отблески горящего неба.