Картина создана художником в период его творческого поиска. Куинджи в 1970-х начинает экспериментировать со светом. Его интересует возможность максимально точно передать естественное освещение пейзажа. Для этого он смешивает натуральные тона и создает из них множество оттенков.
Его «Пейзаж» 1874 года стал одним из ярких образцов его творческого поиска. Природа запечатлена с документальной точностью, но игра света оживляет ее. Художник использовал изучение влияния света на цвета и сам пытался создать контрасты
зеленые и синие тона. Именно они позволили ему приглушить и увеличить свет на картине.
Его тополя напоминают фигуры людей, застывших в ожидании. Чего они ожидают? Возможно будущие изменения. Намек на это — отблеск солнечного света в ветвях дерева. Кажется, что вот-вот выглянет из-за облаков и осветит все вокруг.
А может быть, они прощаются со своими близкими: поодаль от них изображены еще два дерева. Молодой тополь со слегка покатой верхушкой и очень маленькое деревце — так они напоминают мать и дитя.
Именно игра света создает атмосферу на картине. Пушистые облака, которые, впрочем, не несут с собой мрака, а лишь скрывают яркий свет. Со зрителем играет озорной лучик, прыгающий по ветвям дерева и превращающий листву в позолоту. Ветер, легко и быстро струящийся сквозь листву, иногда остается незамеченным. Эти полутона стали возможны благодаря поиску Куинджи, его смелости попробовать что-то новое.
Что касается композиции, то она достаточно лаконична и проста.
Сочетание таких качеств делает пейзаж привлекательным, он полон эмоций, но лишен вычурности или вычурности, как и сама природа. Она прекрасна в своей простоте. А поэтическая натура художника позволяет увидеть красоту обычного пейзажа. Подобно тому, как он поет, Куинджи лечил природу и пытался воспеть ее прелести красками.