Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» – своеобразный результат поисков художника. В нем угадываются находки прошлых лет: прочитывается эпический характер «Зеленого шума» и в то же время присутствует драма, знакомая нам по «Лебедям над Камой». Но птицы здесь выглядят по-другому. В их спокойном, величавом полете нет и следа борьбы, что было свойственно художникам раннего советского периода.
Мир и спокойствие можно ощутить в лазурно-голубом небе и море. Белые птицы с большими крыльями летают легко и свободно,
как будто греешься в теплых лучах солнца. Столь же спокойны белые шапки кучевых облаков. За ними перистые облака, которые, так сказать, образуют линию общего направления движения. Ниже волны. Их покачивание легкое и беззаботное, а по ним скользит парусник. Сам он, как птица, словно едва касается воды, парит над ней.
Зритель настолько увлечен этим безмолвным, невероятно легким движением в лазурной дыре солнца, что чувствует себя на большом корабле, плавно движущемся по скалам навстречу паруснику. На картине движение справа налево по плоскости Катрины. Однако плоское изображение не воспринимается из-за игры цветов на небе. Чем ниже небо, тем глубже синева, а к горизонту она приобретает совершенно зеленоватые оттенки. А рядом с коричневатыми камнями мелькают бирюзовые тона неба. Контрастом им служат фиолетовые тени на облаках и крылья могучих птиц. Полет лебедей спокойный, размеренный, как будто скоро они вернутся к своим первоначальным берегам.
Эту картину можно отнести к классическому жанру живописи. В то же время он пропитан романтикой, а значит, может считаться и символичным. При этом его центральной идеей должно быть примирение, если не вообще, то состояние мира и созидания, которое должно наконец наступить после всех потрясений, происходивших в те годы в стране.
По сути, на полотне изображен тот мир, которого хотела интеллигенция, признавшая революцию. Подобные планы можно увидеть и в произведениях раннего советского кинематографа. Идея светлого будущего, к которому мы тогда стремились, была выражена во многих произведениях советского искусства, и одним из самых достойных шедевров того времени можно назвать произведение А. А. Рылова «В синей комнате».