В древнегреческие времена невероятно известным был Эзоп. Небылицы, которые он сочинил, рассказывали друг другу. Именно он в образе различных животных воплощал всевозможные человеческие типы. Это постоянная жадность, невероятная глупость, огромное тщеславие и прочее. Многие, кто слушал его необыкновенно пронзительные басни, узнавали в них себя.
Эзоп был рабом. Когда хозяин убедился в его разуме, он отпустил его на волю.
Существует множество интересных легенд о появлении Эзопа. Его обычно изображали невысоким, обязательно горбатым,
абсолютно отталкивающий. Но на самом деле многие авторы работали именно над созданием похожей на Эзопа внешности, намеренно улучшая все неприятные черты. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю красоту человека на фоне его некрасивой внешности.
Веласкес изображает легендарного баснописца Эзопа. Его лицо слегка опухло, а одежда полностью изношена. Мы видим бродягу, который раньше был рабом. Но все меняется, если принять во внимание появление Эзопа. Он похож на судью, любезно выслушивающего оправдания, или на врача, внимательно осматривающего больного, или, может быть, на учителя, собирающегося сделать выговор ученику. Может быть, так выглядит сам Бог, смотрящий на человечество и постоянно подшучивающий. Человек, находившийся в самом низу общества, стал почти на высоте самого Бога.
Веласкесу было невероятно важно проявить особую мудрость, которая отделена от социального статуса и его достоинства. Такие люди совершенно лишены блеска. Они далеки от общества. А им это нужно именно для максимального понимания всего этого общества.
С одной стороны, философы Веласкеса совершенно лишены жизни, но от этого их знание жизни невероятно глубоко.