»Танцевальный класс» — одно из самых известных произведений Эдгара Дега. Художник много рисовал художественный мир, изображая на своих картинах актеров, оперных певцов и танцоров. Закулисье вдохновило автора; он часто посещал Парижскую оперу и подыскивал сюжеты для будущих картин. В конце концов, он стал «своим» человеком за кадром. Сказочная страна, лежащая «по ту сторону занавеса», для большинства зрителей совершенно неизвестная сфера; Дега показал простому человеку, как живет богемный мир — он показал
с любовью, но и с небольшим сарказмом.
Балерины — самая важная и распространенная тема в картинах Дега. С одной стороны, артист в восторге от балета и созданных на сцене образов; с другой стороны, к героиням своих произведений он относится иронически. Художник увидел балет с совершенно новой точки зрения.
Картину «Танцевальный класс» автор писал больше года. Для этого он посещал уроки легендарного балетмейстера Перро — педагог занимает центр картины. За плечами мастера годы, полные триумфов и побед, долгая жизнь, наполненная путешествиями по разным странам и яркими выступлениями лучших танцоров современности. Перро не молод, он опирается на палку; но по-прежнему энергичен и полон идей.
На картинке показаны последние минуты урока. Юные балетные феи разрядили напряжение, расслабились; лишь немногие из них спешат, наконец, повторить необходимые шаги. Другие нимфы уже повисли, опустили головы и сгорбили плечи — усталость дает о себе знать. В позах девушек нет ничего возвышенного или вычурного; девушка на переднем плане радостно почесывает спину, ее подруги в глубине зала поправляют платья и считают минуты, пока вы, наконец, не сможете переодеться. Контраст ярко-белых пачек, напоминающих о балетном волшебстве, и повседневных выражений героинь просто фантастический.
Художник подробно расписал дощатый пол в зале. Дега — один из тех редких писателей, которые придавали одинаковое значение как героям своих художественных произведений и крупным, значительным деталям, так и мелочам — полу, стенам, фону.