1876; холст, масло; 21х27; в частной коллекции.
Образ головы маленькой собачки – довольно любопытное полотно в художественном наследии Эдуара Мане. По мнению критиков, картина написана одновременно в стилях реализма и импрессионизма. Столь же очевидны и признаки собственного почерка Мане — его небрежные выразительные мазки, прекрасно передающие ощущение фактуры.
Волосы на голове собаки, кажется, трогали рукой. Точно и ярко переданы выразительные черты животного, его характерная поза.
Создается впечатление, что за кадром картины собака стояла на задних лапах, готовясь прыгнуть прямо на зрителя. Уши насторожены, выражение лица живое и дружелюбное, как будто он увидел знакомого человека, которого радостно приветствует.
Свет падает на голову собаки, освещает подвижную мордочку животного, придает радостное и живое выражение. Изображая свою четвероногую модель, Мане использует те же приемы, которые часто используются живописцами для изображения портретов людей. Тот же темный фон, акцент на характерных чертах главного героя полотна. Примечательно, что в углу картины художник подписал красной краской «Боб», что может быть кличкой собаки, и в этом случае произведение вполне может называться «Портрет Боба», так как все основные правила соблюдены встретил.
Кажется, по прихоти художника этому светло-коричневому терьеру суждено было войти в чью-то семейную портретную галерею рядом с предками и членами семьи.